В череде армейских скандалов еще один — форма, в которую одета армия
В чем будут защищать Родину - острый вопрос, эхо череды армейских скандалов. На этой неделе заговорили об обмундировании. Депутат Жириновский обвинил модельера Юдашкина в том, что сшитое им опасно для здоровья, из-за новой формы срочники мерзнут и болеют.
Кутюрье молчать не стал, заявив, что уже два года бьет в колокола: то, во что одеты солдаты, не от Юдашкина. Военные и не отрицали: сделали сами, и не хуже.
Первый канал съездил в военную часть, а затем - к модельеру, которому привезли комплект зимний обмундирования. Оказалось, он этих вещей в глаза не видел.
Слова "пальто" и "шляпа" – похоже, все, что оставила себе армия на память о гражданском кутюрье, поставив на форменное вооружение то, что считала правильным сама.
"Цель была одна: то, что у нас 8 часовых поясов и разные климатические условия. И вот по мере холодов можно было поддевать любой комплект. Мы представляли форму так, что ребята в холодных точках носят весть этот комплекс со всем накопительными пакетами, как было здесь сделано, одна теплая куртка. Если эта температура не подходит, мы одеваем вторую теплую куртку, жилет и так далее, вниз одевается термобелье. Мы когда увидели этот ужас, который был, первое, что мы сказали, что мы под этим не подпишемся. Это чужая форма", - рассказывает модельер Валентин Юдашкин.
Военные уверяют: это не ужас, это форма, которую они наполнили своим содержанием, несмотря на эталонные образцы, переданные модельером и прописанные в приказе. Юдашкин свои права на созданную коллекцию армии подарил - и подключились армейские профессионалы.
"Мало того, что вы делаете два года под моим именем подделки, скажем так, и ни одного заявления, все это сходило вам с рук. Если уже были нарекания от военнослужащих, как бы обвиняли нас, а мы здесь ни при чем. Остановите, разберитесь, покажите, кто дизайн этот сделал", - возмущается кутюрье.
"Это в ходе опытной носки разрабатывает ЦНИИ, а испытает у нас спецназ, в основном. Вот к этому варианту мы пришли на сегодняшний день. Но разработка формы одежды с учетом того, что развивается наука, развиваются промышленность, она никогда не останавливается. Есть в конце концов индивидуальность при выполнении боевых задач каких-то, то есть дополнительный карман. Модель должна диктоваться самим военнослужащим, которому чем проще, тем удобнее", - поясняет в свою очередь начальник вещевого управления Министерства обороны Валерий Голев.
Военные настаивают: то, что разработал Юдашкин, слишком дорого – антисептические материалы, гигроскопичные мембраны, шерстяные ткани. Выбрали варианты из отечественного, но улучшенного. Вместо ватников внедрили недорогой синтепон.
Независимая экспертиза – теперь от гражданских.
"Основные требования, которые предъявляются, к изделиям, плечевым изделиям с подкладкой, это натуральные материалы, в частности, подкладка. Эта подкладка, на наш взгляд, ненатуральная, а это значит, что они будут мокрые, они будут потеть", - отмечает консультант по форме Нина Гукова. "Эти ткани должны отличаться гидрофобностью, гигроскопичностью, то есть впитывать хорошо, а эта не впитывает, то есть, все остается на теле, - говорит консультант. - Тепловой удар человек может получить в бою".
Военные говорят, что болеют и мерзнут в армии не из-за формы, а из-за халатности отдельных командиров, которые не знают, как надо одеваться. Поэтому раздали методички, что из вещей для какой погоды.
"Если не соблюдать эти правила, то получается, что где-то, допустим, солдат может простыть. Если прописано у нас, что воротник у нас должен быть застегнут, то он должен быть застегнут", - подчеркивает Валерий Голев.
Военные собираются форму дорабатывать с учетом накопленного опыта и новинок, которые смогут себе позволить. К следующей зиме сошьют и испытают набор из 8 слоев – жилеток, поддевок и подстежек. От старой жизни остались тулуп и валенки, но им альтернативы нет и не будет.
"Не тратьте деньги, надо влезть на склады. Вытащите все и посмотрите. Или сейчас будет опять самодеятельность, вкусовщина, то, что мы видим здесь. Она не наша, но делайте что хотите", - негодует Валентин Юдашкин.
И военные, и модельер настаивают: мы хотели как лучше. А теперь пусть те, кому положено отвечать за здоровье граждан, разберутся - кто прав.