В Авачинской бухте началась работа по подъёму затонувших судов
Ржавеющие годами корабли, которых на дне более полусотни, отравляют акваторию. Однако их подъем - работа трудоемкая и дорогая. И за нее никто не брался. Но теперь проблему готовы решить предприниматели. Для них дно может, действительно, оказаться "золотым".
В Авачинской бухте - генеральная уборка. Со дна морского на поверхность поднимают траулер "Светлый". Он полтора года пролежал на глубине и сейчас едва ли скажешь, что эта груда металла некогда была большим рыболовецким судном. Корпус изрядно проржавел и сплошь покрыт водорослями и ракушками.
Подъем корабля - почти что спецоперация. В ней участвуют десятки специалистов и тяжелая техника. Сначала водолазы на глубине заводят под судно стропы. Затем его постепенно, в течение нескольких часов отрывают от грунта. Как только корпус оказывается на поверхности, начинается откачка воды и остатков топлива.
"Было для этой цели использовано порядка десяти специальных погружных насосов. После того, как судно облегчалось, оно уже само всплывало", - рассказывает директор утилизирующей компании Андрей Пазенко.
Сейчас в этой акватории ржавеет больше 25 тысяч тонн металла. Это около 70 судов. Дайверы, которые регулярно совершают в этих местах погружения, говорят, что на дне одной из крупнейших бухт мира за последние пару десятилетий вырос многоэтажный подводный город.
"Например, подлодка старая дизельная, ыремён войны, послевоенных годов. На ней еще корабли, завалы. Хотя там жизнь и процветает подводная, но общее впечатление нехорошее", - говорит дайвер Игорь Вржещ.
Больше половины этих судов - военные корабли, бывшее имущество ВМФ. А также рыболовные сейнеры, погибшие во время штормов. В последние годы чаще тонут браконьерские шхуны под флагом стран Африки и Азии. Причем нарушителям зачастую выгоднее самим затопить судно или бросить его в бухте, чем сдаться российским властям, а затем платить штрафы и выкупать собственность.
Одна из самых громких таких историй случилась в 2007 году. Шхуну "Ери Кристине" пограничники отконвоировали в порт. После ее ареста, судовладелец так и не объявился. Индонезийский экипаж спустя полгода депортировали на родину. А бесхозный траулер остался и вскоре ушел на дно.
Ржавеющие годами корпуса затонувших судов отравляют акваторию. В воду попадают соли тяжелых металлов - меди, кадмия, ртути. Впрочем, это не единственная угроза для обитающих в этой бухте растений и животных.
"Наибольшую опасность представляют собой льяльные воды, то есть нефтяной шлам, который содержится в топливных магистралях. Это мертвый запас топлива, который содержится в цистернах, механизмах - транспортных и грузовых", - отмечает инспектор отдела по надзору на море Росприроднадзора Павел Киселев.
Обязанность утилизировать старые посудины по закону возложена на владельцев. Однако хозяева таких "утопленников" не спешат их поднимать: слишком дорого. Однако сейчас ситуация постепенно меняется. Выросли цены на металлолом и сдавать его на переработку стало выгодно. На Камчатке даже появились несколько частных фирм, которые выкупают суда у несостоятельных компаний. В Росприроднадзоре таких предпринимателей поддерживают и уже подсчитали: очистить Авачинскую бухту вполне возможно за ближайшие 5-7 лет.