В московских школах идет уникальный эксперимент, касающийся одарённых детей
Ученые из Стэнфорда доказали: человечество глупеет. И стремительно, клетки мозга мутируют, уровень интеллекта понижается, ведь его уже не надо использовать на полную мощь, чтобы выжить. Единственное утешение: ученые-генетики обещают что-то придумать, если оглупение будет угрожать развитию технологий.
В московских школах сейчас идет уникальный эксперимент, по особым тестам пытаются выявить особо одаренных детей, чтобы дать им особый шанс. По статистике, таких всего 2% в любой стране.
Близкий проигрыш для 5-летнего Славы как новый вызов. Чем сложнее, тем интересней.
Славу называют вундеркиндом. В легкую обыгрывает отца в шахматы, как орехи щелкает задачки сестры-второклассницы, наизусть знает не только столицы, площадь и население десятков стран.
Но примерно каждый третий из таких, как Слава, теряет свою феноменальность уже в начальной школе. Одна из причин: им просто становится скучно.
"Либо он очевидно отличается от ровесников и получает сложности, либо потому что его превозносят, либо потому, что его пытаются заткнуть, не дают ему двигаться в ту сторону, куда он двигается", - поясняет школьный психолог Елизавета Михина.
Недостаток нагрузок губит их талант, перегрузка губительна для психики. К тому же дети, которые легко находят ключ к разгадке любого уравнения, часто не могут найти общий язык с одноклассникам. К особым детям нужен особый подход.
Мало иметь способности от рождения, важно, в каких условиях развивается ребенок. Если его растят неравнодушные родители, обучают талантливые педагоги и окружают такие же, как он, сверстники, тогда, при смешении всех трех компонентов, из перспективных умников и умниц наверняка получатся неординарные взрослые.
В так называемом тесте на одаренность участвуют примерно 10 тысяч московских школьников. Пока на уровне эксперимента, попытка выяснить, сколько в обычных школах необычных детей.
"После анализа всей этой картины мы попробуем дать какие-то рекомендации, попробуем понять, каким образом строить эту работу не в школах для одаренных, в заповеднике для одаренных, а в каждой школе предоставлять какие-то условия. Сейчас это реально", - говорит руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ Виктория Юркевич.
Впрочем, еще несколько лет назад группа педагогов и ученых предложила проект по поддержке способных детей: создать по всей стране сеть спецшкол, готовить на их базе учителей и развивать дистанционное образование. Но чиновники к учителям не прислушались. Появилась другая концепция: спецшколы закрыть, таланты искать в обычных, с помощью тестов на IQ. И поддерживать их грантами.
Этот подход сразу вызвал много нареканий у специалистов.
"Эйнштейн в 4 года даже не говорил, дали бы ему в 4 года тест - совсем придурок", - отмечает директор Института мозга человка Святослав Медведев (Санкт-Петербург).
Историю о системе, где нужно быть как все, сняли школьники одной из самых нестандартных школ. Здесь нет звонков, ученики сами выбирают предметы, а учителя - сплошь кандидаты наук. Но неожиданно эта проблема коснулась их самих. Спецшколам запретили набирать первый класс по конкурсу, и предлагают объединяться с обычными школами.
"У нас решили их ликвидировать одним махом. То есть в проекте закона об образовании сказано: никаких спецшкол, гимназий, все равны перед законом, всем подушевое финансирование. Это на самом деле бьет по настоящим сильным школам", - говорит учитель математики Александр Ковальджи.
Выбрать подходящую ребенку школу - привилегия крупных городов, в глубинке таланты учить просто некому.
"Если задавал лишние вопросы по предмету, просто не слушали, так как не могли ответить. Бывало часто, что я учителей сам поправлял, потому что они ошибки допускают", - рассказывает ученик лицея №31, Челябинска Николай Дурникин.
В школе городка Усть-Катав ученика Дурникина недолюбливали: больно умный. И странный. Еще в садике проводил физические опыты над игрушками и штудировал книги по математике.
"Математика - она просто красивая, поэтому я извел много тетрадей на одни матрицы", - вспоминает ученик лицея №31 Челябинска Николай Дурникин.
В результате Коля в школу просто перестал ходить. Мама мальчика в отчаянии написала письмо директору Челябинского лицея.
Он не только принял способного ребенка. Жить матери с сыном было не на что, Елену устроил в школе уборщицей, Коле организовал бесплатное питание. Уверен: талантов гораздо больше, чем возможностей их обучать.
"Если бы мы могли хотя бы в Челябинской области детей отыскивать, и у нас был бы свой интернат, но у нас такой возможности нет", - говорит заслуженный учитель России, директор лицея №31 Челябинск Александр Попов Александр Попов.
Челябинский лицей, в лабораториях которого тренируется сборная страны по физике, лишь частично финансирует государство. Но деньги - не главная проблема.
"Если бы у меня в школе преподавал Сократ, Архимед, то зачем бы мне нужны были компьютеры и физические лаборатории. Был бы прутик и песок морской и ничего не надо", - отмечает заслуженный учитель России, директор лицея №31 Челябинска Александр Попов.
Не на одаренных учеников, на одаренных учителей делают ставку в Финляндии. Конкурс на место педагога огромный, поэтому каждый - магистр наук или имеет научную степень.
"Мы считаем, что все дети в чем-то да талантливы, поэтому не надо выделять более способных. С первого класса школьники привыкают работать сами, над ними с указкой никто не стоит", - говорит заместитель директора школы Кирсти Сантахолма (Хельсинки).
Финских школьников считают одними из самых образованных в мире.
Но в международных Олимпиадах побеждают китайцы. Поднебесную называют фабрикой по производству вундеркиндов.
Их выделяют в особые классы, за снижение успеваемости возвращают в обычные с ярлыком "неудачник". Для детей и родителей нет ничего страшней, ведь чтобы поступить в вуз, надо учиться не на отлично - на отлично в квадрате или даже в кубе.
"Очень большая нагрузка на наших детей. Чтобы выиграть конкурс, детям приходится заниматься все больше и больше", - рассказывает учитель китайского языка Сунь Сяовэй.
Эти страны уже выбрали свой путь, а вот новая российская концепция, по мнению специалистов, пока не работает.
"Среди разработчиков концепции нет ни одного педагога, который вырастил бы с начала и до конца хоть одного одаренного ребенка. Это кабинетный документ, боюсь, что будут зря потрачены деньги", - считает заслуженный учитель России, руководитель Городского математического центра для одаренных школьников Сергей Рукшин (Санкт-Петербург).
Учитель Перельмана и десятков других выдающихся ученых, отлично знает, как растить гениев, но не понимает, как сделать так, чтобы государство заинтересовалось этим опытом, накопленным годами.