Совет по правам человека собрался в расширенном составе для разговора с Президентом
Больше половины собравшихся - новички, которых избрали интернет-голосованием. Причем по численности Совет стал почти вдвое больше.
Как объясняет его глава Михаил Федотов, это не механическое расширение. Голосовавшие назвали тех, кому доверяют защиту своих прав - все эти люди теперь будут работать в совете.
Когда говорят "Совет при Президенте", да еще в Кремле, да еще под софитами, то так и хочется назвать это "официозом". Но вот приходит на него Елизавета Глинка, больше известная как "Доктор Лиза" и в Александровском зале появляется тема тех, о ком она сюда пришла хлопотать: бездомные, бесправные, голодные, нуждающихся в элементарном, живущие на улицах люди.
"Нам не нужно денег от государства. Нам нужно понимание, понимаете? Потому что мы устали от противостояния бесконечного. Одному чиновнику не нравится, что я кормлю, а мне не нравится, что их не кормят", - говорит Елизавета Глинка.
"Доктор Лиза" - одна из тех, кто впервые вошел в Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека. У Владимира Путина по этой части теперь 63 официальных советника, на 40 человек больше, чем раньше. Причина увеличения проста: гораздо больше людей, чем раньше, хотят, намерены активно участвовать в управлении страной.
"Массовость гражданских инициатив, прежде всего, в интернете быстро растет. При этом рядовой гражданин получает потенциальные возможности, не выходя из дома, можно сказать, в мягких домашних тапочках стать одновременно и общенациональным СМИ. И когда вдруг в сфере управления делами государства появляются граждане, оно воспринимает их как назойливых просителей. Напротив, дальновидная власть принимается создавать специальные каналы для обеспечения гражданского участия", - говорит председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
В России, сказал гна это Путин, дальновидная власть. Сам факт проведения Совета при Президенте, в новом формате, тоже говорит об этом. Гражданское участие, заявил он, будет максимально приветствоваться.
"Нет закрытых тем. Ведь всё, что у нас делается, делается только для одного, для того, чтобы наша страна была более устойчивой. Эффективной и устойчивой. А она не может быть более устойчивой, если будет опираться только на силу правоохранительных и репрессивных органов. Она будет более устойчивой, если общество будет более собранным, эффективным, ответственным, если будет налажена связь между обществом, гражданином и государством, - говорит Владимир Путин. - Если наши мнения не всегда будут совпадать, вы тоже на меня не обижайтесь. Я сделаю всё, чтобы не обижаться ни на что из того, что услышу от вас, но и вы, пожалуйста, на меня тоже не обижайтесь, это должна быть прямая открытая честная совместная работа".
Президент напомнил, в каких условиях, в какой ситуации Совет при Президенте вообще создавался.
Тогда, в 2004 году после серии шокировавших страну терактов решение Путина о создании Совета многим казалось неочевидным по той простой причине, что отпор в случае беды, прямое действие не должны вязнуть в бесконечных словопрениях людей пусть и очень хороших, но все же непрофессиональных в вопросах противодействию терроризму.
"Я очень хорошо помню дискуссию с вашими коллегами из Европы в тот период времени. Их было очень много, но одна из них у меня стоит перед глазами, когда одна очень приятная во всех отношениях (говорю без всякой иронии) женщина говорила, что она очень критикует нас, Россию и меня, за то, что мы делаем на Кавказе, что это очень жёстко, что так невозможно в современном мире, - сказал Владимир Путин. - На мой вопрос: А как нам навести порядок, если не действовать такими методами, которые вы осуждаете? Её ответ: Я не знаю. Для чего я это говорю и почему я это сейчас вспомнил? Когда, может быть, даже справедливой критике подвергают орган исполнительной власти и управления, может быть, даже справедливой, но никто не знает, как решить, должен быть кто-то, кто берёт на себя ответственность".
Сейчас ситуация в обществе иная, хотя многие кризисные тенденции еще не преодолены. Но уже изменилась и главная цель для российского общества: не выживание в условиях кризиса и опасности, а консолидация.
"Сейчас как никогда нам нужно ясное видение цели. А главная цель - построение свободного общества свободных людей. Культуру свободы нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать, её можно только вырастить на своей земле", - говорит председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
Шанс сделать это сейчас есть. Да вот тот же самый интернет, например, если разумно его использовать, способен дать почувствовать активным людям: не чиновники управляют их жизнью, а они сами способны это делать. Некоммерческие организации, состоящие из добровольцев - мощный рычаг. Иван Засурский говорил об этом и на Совете, и по его завершении.
"У людей должна быть возможность напрямую давать сигналы, если ущемлены их права, если они считают, что их обидели, я считаю, что НКО нужно оплачивать каждый факт такой проверки. Каждый сигнал должен быть исследован, что происходит на самом деле. И вы знаете, мне кажется, это превратит НКО в индустрию таких социальных практических исследований. Это реально изменит ситуацию в стране, наша страна станет прозрачной", - говорит член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский.
Определение "прозрачная страна" в этом контексте означает общественный контроль за чиновниками и исполнителями, за склонностью части граждан, принимающих решения, к коррупции. В этом смысле правовая защита, правозащитная деятельность это не то, что делают единицы, приравненные к эквиваленту абсолютной моральной правоты, это общее дело.
"Принцип, когда одни и те же люди годами говорят о том, что вот я являюсь правозащитником и это моя поляна, отойдите все отсюда, это неправильно. Я считаю, что сегодня, когда в условиях мы строим демократическое государство, у многих людей появляется желание заниматься вот этой работой, защищать права людей", - отмечает член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Павел Гусев.
В Совете при Президенте теперь много журналистов. И тех, в том числе, кто недоволен работой средств массовой информации, электронных в первую очередь. Но говорили об этом не только журналисты.
"Нельзя ли создать аналитическую группу с участием медийного рекламного сообщества, может быть, нашего Совета, кого-то ещё, который подумает об альтернативных рейтинговому механизмах финансирования? За рубежом тоже важен рейтинг, но почему-то там договорились о сдерживающих барьерах, считают, что нельзя мировоззрение граждан полностью отдавать на откуп рынку", - отметил член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Даниил Дондурей.
"Хотел бы спросить у членов Совета: кто-то возражает против того, что сейчас было сказано Даниилом Борисовичем, или нет?" - задал вопрос Владимир Путин.
"Я представляю себе, что это такое. Это средство старо, как мир. Много создавалось общественных советов и ни один из них никогда себя не оправдывал", - отметил член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе.
Остается одно: выработка четких профессиональных критериев, которые будут приняты журналистским сообществом. Собственно, создание нескольких рабочих групп по направлениям практической деятельности, вроде направления журналистики, это то, что может сделать Совет работоспособным, а не долго безрезультатно рефлексирующим совещательным органом. И, как выяснилось, уже первое заседание помогло сблизить казавшиеся очень различными позиции относительно "Закона об оскорблении религиозных чувств".
"Мне понравилось, что действительно с одной стороны Путин защищал дух и пассионарность этого закона, а с другой стороны все-таки подтвердил, что религиозные чувства не являются юридическим понятием. Поэтому с этим нужно разбираться", - говорит член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Хакамада.
По мнению большинства участвовавших в Совете, и диалог, и уровень его участников достаточно высоки чтобы общественная дискуссия влияла на принятие многих важных решений, хотя есть и понимание что голыми эмоциями, как принято говорить, "луженой глоткой" многие вопросы не решаются, а нужны еще и спокойные, подготовленные экспертные заключения.
"Есть яркие, серьезные независимые, самостоятельные не контролируемые люди, которых нельзя держать ни на коротком, ни на длинном поводке, которые будут говорить то, что они думают. Вот это лишний доступ к уху Президента. Это на самом деле важно", - считает член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе.
Кстати говоря, как было объявлено, и покинувшие ранее Совет при Президенте правозащитники будут приглашены к участию в его работе в качестве экспертов, а президиум Совета, согласно демократическим принципам, будет формироваться в процессе регулярных ротаций.