85 лет исполняется Эльдару Рязанову
Великий режиссер, актёр, сценарист и педагог - с перечнем его профессий по величине может сравниться только список его же наград. А ведь в детстве кино ему и не снилось: Рязанов мечтал о карьере на флоте. Волею случая не попал в "мореходку", пришлось поступать во ВГИК. Но даже окончив Институт кино, он не сразу пришёл в большой кинематограф - сначала долго занимался документалистикой. По этим его работам азы мастерства постигают сотни будущих режиссёров и операторов.
Но для миллионов зрителей Рязанов, в первую очередь, создатель культовых фильмов "Карнавальная ночь", "Гусарская баллада", "Берегись автомобиля", "Вокзал для двоих". Почти три десятка лент, которые даже спустя десятилетия, заставляют людей самых разных поколений и взглядов одинаково смеяться, плакать, и размышлять. О великом мастере лучше всего расскажут его коллеги и его работы.
"У нас были бои невероятные, в снегу, в полях, на лошадях, драки, на саблях, взрывы... Он так кричал на нас на всех, кто-то не туда поехал, не там пошёл, не там упал. И директор перепуганный схватил пистолет. И когда Эльдар Александрович вообще закричал уже безумным голосом, он стрельнул ему в спину! И он кричал: Сволочи! Вы все убийцы, вы хотите меня убить!" - вспоминает Лариса Голубкина.
"Всё, что я предлагала, это только из жизни. Он говорит: этого не бывает. Я: нет бывает! Вы этого не видите! Дальше шёл спор. Если бы он умел чаще нагибать голову, кланяться, его бы жизнь сложилась более благополучно, чем вот так, как сейчас! Он горюет, что он многое не снял... Того же "Чонкина" он не снял... Я смотрю и думаю: Правильно, вот так правильно, вот так надо жить", - говорит Ольга Волкова.
"Мы до сих пор не можем прийти к точному выводу, пьяные мы снимались или трезвые. По его версии, в картину вошла съёмка, где мы были трезвые, когда он на нас наорал, и мы, испугавшись, сыграли трезвые. К сожалению, он вялопьющий. И он не мог ни унюхать, не учувствовать, у него навыков не было... Мы были абсолютно пьяные! И всё замечательно получилось, и это стало историей советского кинематографа", - рассказывает Александр Ширвиндт.
"Многое из того, что показано Эльдаром Александровичем Рязановым на экране кинематографа, является всё-таки фантазией, выдумкой. Но, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. И вот эти добры молодцы, которые сидели в зале, переводили на себя, что происходило там, на экране... И спрашивали себя: А как я? А я? А что? И разделяли вместе со всеми в зрительном зале то чувство, которое высекал из их сердец Эльдар Рязанов", - говорит Олег Басилашвили.
"Первая наша встреча очень запоминающаяся была на "Гусарской балладе". Это он попробовал нас вместе с моим Сашей, вместе с моим мужем Сашей Лазаревым. Потом надо мной всегда подсмеивался, говорил, что "ты была с такими формами, и тут, и тут, и везде. Никто бы не поверил, что ты можешь быть мальчиком!" На него невозможно обижаться. Вот, казалось бы, можно обидеться на режиссёра, который тебя в одну картину не взял, и в другую картину не взял. Он мне сказал со свойственным ему чувством юмора после проб в "Иронии судьбы": Света, можно хуже, но трудно", - вспоминает Светлана Немоляева.
В честь юбилея Эльдара Александровича на "Первом канале" - специальный показ. Смотрите сегодня в 12.20 "Гусарскую балладу". После, в 14:10, премьера документальной ленты "Эльдар Рязанов. Моей душе покоя нет": эксклюзивные кадры из личного архива мэтра. А в 15:15 - ещё одна культовая комедия, "Берегись автомобиля".