Народное финансирование через Интернет становится популярным в России
В Китае проходят соревнования роботов. Некоторые при известной доработке могут что-нибудь принести из другой комнаты, не заблудившись по пути в коридорах, или помочь накрыть на стол. В общем, облегчить жизнь домохозяйкам. У подобных проектов большой потенциал, раскрыть который помогают всё те же новые технологии. Одна из них - так называемый краудфандинг, или народное интернет-финансирование идей. Более четверти миллиарда долларов за несколько лет собрано на поддержку 25 тысяч проектов в науке и культуре. Практику, известную на Западе, перенимают и у нас.
Суть сrowd funding'а (от английских слов ''сrowd'' - ''толпа'', '''множество'' и ''funding'' - ''финансирование'') заключается в том, что люди добровольно объединяют свои усилия и средства, чтобы поддержать в Интернете чьи-то разработки. Но сначала инженеры, просто творческие люди выкладывают на специальных веб-сайтах свои идеи, соображения и расчёты.
Например, как это сделал фермер с острова Принца Эдуарда: вечером - деньги, утром - мясо. Для того чтобы увеличить поголовье скота, он обратился за помощью к микроинвесторам через Интернет: "Здравствуйте. Меня зовут Реймонд Лу. Краудфандинг для меня - отличный способ привлечь внимание покупателей со всего мира. Необходимость займов или покупки скота под реализацию теперь в прошлом".
Фотографии и видеоролики вещей, прототипов и концептов теперь появляются во Всемирной компьютерной паутине практически каждую минуту. Их авторы предлагают всем заинтересованным лицам вложить в развитие проектов сравнительно небольшую сумму. Часто - всего несколько долларов. Взамен инвестор может купить продукт с существенной скидкой. Или же вовсе получить его бесплатно после того, как будет закончена исследовательская работа и налажено массовое производство.
"Автор говорит - если вы поможете мне собрать деньги на альбом, я сделаю для вас особое подарочное издание. Если вы поможете мне получить какое-то оборудование - я бесплатно отдам вам фильм, которые сниму", - рассказывает создатель российской интернет-площадки краудфандинга Андрей Дунаев.
Так, например, снимали российский фильм о роупджампиге, или, проще говоря, прыжках с высоты на альпинистской верёвке. Прежде чем профинансировать понравившийся проект на каком-либо краудфандинговом веб-сайте, стоит внимательно ознакомиться с условиями сбора средств. В большинстве случаев деньги возвращаются инвесторам, если необходимую сумму так и не удастся собрать.
Впрочем, всегда можно договориться, как это сделала начинающий фотограф из Ярославля Екатерина Докучаева. С помощью единомышленников из Интернета студентка решила собрать свою полноценную фотостудию.
"Я планирую собрать около 80 тысяч. Хотя, конечно, этого всё равно будет недостаточно. Но я планирую ещё своими силами заработать денег и открыть свою студию", - рассказала студентка Екатерина Докучаева.
Самый успешный проект запустили разработчики необычных наручных часов. С помощью встроенных в в них датчиков они могут стать велокомпьютером: отображают на экране скорость, преодолённую дистанцию и координаты местности. Сумма интернет-пожертвований на доработку и выпуск этого гаджета составила 10 миллионов долларов.
Народное финансирование через Интернет постепенно становится популярным и в России. Впрочем, главным отличием отечественных ресурсов является желание поддерживать как коммерческие, так и некоммерческие проекты - например, возведение памятников выдающимся личностям или покупку бытовой техники для детских домов.