Вынесен приговор командиру Ан-24, совершившему аварийную посадку в Благовещенске
Городской суд Благовещенска вынес приговор пилоту, который летом 2011 года посадил пассажирский Ан-24 вместо аэродрома в лесу. В условиях грозы командир воздушного судна решил не уходить на второй круг, и тем самым подверг опасности жизни людей. Лишь по счастливой случайности никто не погиб.
Виновным признали пилота, однако в деле фигурируют факты, указывающие, что к аварии мог привести и так называемый "человеческий фактор" на земле.
"Заходили на посадку, был сильный дождь – хлопок, в сторону кувырком и далее полная темнота", - вспоминает пострадавший Алексей Коркин.
Эти мгновения навсегда останутся в их памяти. 36 пассажиров самолета пережили не просто аварийную посадку. АН-24 развалился на части. Выбираться из салона им пришлось самим, через аварийный выход.
"Все в керосине, думал, сейчас взорвется, но не взорвалось, глаза только керосином залило", - рассказывает пострадавший Сергей Житниковский.
В авиапроисшествии травмы получили 15 человек, обошлось без жертв. Следствие по этому уголовному делу длилось больше года. Виновным в случившемся признали командира воздушного судна Владимира Рябинкова. Накануне суд приговорил его к ограничению свободы на полтора года.
"Подсудимый раскаялся, признал свою вину, в ходе рассмотрения дела не препятствовал расследованию", - завил, в частности, государственный обвинитель Андрей Афанасьев.
О том, что виновный наказан, журналисты узнали уже после того, как процесс закончился, а стороны покинули зал суда. Рассмотрение дела прошло быстро и без посторонних: в так называемом особом режиме: свидетели, прокурор и адвокат не выступали.
Выяснить, в чем именно виноват Рябинков, можно только изучив отчет Межгосударственного авиационного комитета. Эксперты установили все обстоятельства того рокового полета.
"Непосредственной причиной авиационного происшествия явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение вне видимости наземных ориентиров до высоты, значительно ниже высоты принятия решения", - сказано в заключении МАК.
Ан-24 заходил на посадку в очень плохих метеоусловиях: дождь шел стеной, сверкали молнии, а, кроме того, был сильнейший боковой ветер.
Пилоты, по мнению специалистов, нарушили "золотое правило" авиации: не видишь взлетно-посадочную полосу, не садись, уйти на второй круг. Системы раннего предупреждения приближения к земле сработали, экипаж знал об опасности. Но летчики не среагировали. В результате самолет снесло от посадочной полосы на 200 метров и Ан-24 приземлился в лесу. Однако, как установили эксперты МАК, кроме ошибки пилотов были и другие факторы, которые стали причиной трагедии.
Когда только самолет начал заходить на посадку диспетчер обратился к летчикам с неожиданной просьбой: "По вашему локатору, посмотрите в районе аэродрома Благовещенск, с каким курсом вам будет удобно заходить? Где находятся грозовые очаги? По нашим средствам мы этого определить не можем".
Специалисты МАК установили, что в аэропорту Благовещенска в день ЧП радиолокационные наблюдения за погодой не проводились. Оборудование было неисправно. Техник-метеоролог знал об этом, но никому не сообщил. Когда погода быстро и сильно испортилась, у диспетчера не было точных и столь необходимых сведений о том, что творится в небе над аэродромом.
Не получив от техника-метеоролога данных о погоде хуже минимума посадки и попутного ветра более допустимого, диспетчер несмотря на наличие грозы над аэродромом, разрешил посадку.
Несмотря на все эти недочеты, единственным виновным в авиапроисшествии назван командир воздушного судна.
"Раз в акте указаны недостатки метеослужбы и диспетчера, они должны сидеть на одной скамье подсудимых вместе с капитаном, это один блок, они тоже отвечают", - считает председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Сегодня Владимир Рябинков отказался общаться с журналистами. Не комментируют ситуацию и в авиакомпании "ИрАэро", которой принадлежал Ан-24. Согласно решению суда, Рябинков в течение 1,5 лет не может выезжать за пределы города в котором живет, а ночью ему запрещено покидать квартиру. В этом и есть суть такого наказания как ограничение свободы. Хотя для Рябинкова это не последний суд. Пострадавшие в авиапроисшествии намерены добиваться материальной и моральной компенсации.