Британскому режиссеру не разрешили работать в Ясной поляне
Скандал в Тульской области. В настоящую комедию положений превратилась попытка создать англоязычный театральный кружок в Ясной Поляне. Руководить новой студией при музее Толстого пригласили настоящего актера из Великобритании. Но в местном департаменте труда решили, что нечего ехать в Тулу со своим режиссером.
С шекспировского "быть или не быть" среди русских берез на сцене в музее "Ясная поляна" и родилась идея создать здесь театр. А, точнее даже, кружок, которым бы руководил молодой английский актер и режиссер Сэм Лессер. После прочтения Шекспира в усадьбе Толстого ему предложили переехать в Россию, и он загорелся.
"Что-то в душе подсказало мне, что это правильно. Это ошеломляющее по своей красоте место. И вы прямо можете почувствовать там Толстого, и это невероятно. Я точно так же чувствую Шекспира в Стрэтфорде. Но главная причина - энтузиазм школьников, и я мог бы помочь им почувствовать и понять Шекспира", - говорит актер и режиссер Сэм Лессер.
Зарплату пообещали 20 тысяч рублей. Говорит, сумма, конечно, для него не большая. Но деньги не главное. Главное - чтобы здесь услышали, как звучит Шекспир в оригинале. Музеи Толстого в Ясной поляне и Шекспира в Стрэтфорде сотрудничают давно. Но этот переезд должен был стать первым подобным опытом культурного обмена.
"Пришла идея основать небольшую театральную студию. Возможно, детскую, возможно, не только детскую, но и для подростков, и для взрослых людей, где Сэм Лессер учил бы детей актерскому мастерству, на английском языке делал бы постановки, включая Шекспира, но не ограничиваясь им", - рассказала заведующая отделом международных литературных проектов музея "Ясная поляна" Юлия Вронская.
Еще в феврале музей написал заявку в областной департамент труда и занятости с просьбой: предоставить квоту руководителя театрального кружка гражданину Великобритании. Здесь все было готово к постановкам. И обновленная сцена, и новое оборудование, и реквизит. Но сама идея шекспировского театра с режиссером из Англии лишь промелькнула, как тень отца Гамлета, и растворилась в официальных документах чиновников.
Ответ спустя почти полгода был даже чересчур официальным. Здесь не знали, смеяться или плакать, когда пришел отказ. Одним предложением в одиннадцать строк c удивительной формулировкой: "По причине наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных ресурсов..."…
Понять, о чем идет речь, с первого раза, конечно, сложно. Проще говоря: у нас свои таланты есть, и заморские не нужны. Если кого надо, говорится в письме, подготовим или переподготовим.
Культурного обмена не получилось, вместо него - небольшой культурный шок. Показывая базу данных в областном департаменте труда и занятости говорят: нечего ломать комедию. Заявок на режиссера не поступало. А безработных руководителей театральных кружков - своих тульских - 14 человек. И зарплата 20 тысяч рублей в сфере образования в Тульской области - это выше среднего. И почему вдруг должен работать иностранец, им никто не объяснил. И вообще, как оказалось, для приглашения зарубежных актеров и режиссеров квота не нужна. Просто игра слов и недопонимание.
"Если бы они написали, что требуется не руководитель кружка, а режиссер, мы бы объяснили, что квота не требуется, что они в произвольной форме работают дальше", - говорит заместитель министра, директор департамента труда и занятости населения министерства здравоохранения и социального развития Тульской области Татьяна Ларина.
Теперь после долгих месяцев согласований, отказа, поиска общего языка, наконец, стало ясно, что Сэм Лессер запросто может приехать работать в Россию, правда, теперь у него нет возможности - уже подписал на родине контракт. Но надеется, что в ближайшие годы в Ясной поляне все-таки получится открыть театр, в котором ему и его маленьким актерам, говорящим на английском со сцены, будет гораздо проще найти общий язык со зрителями.