В Саратовской ракетной дивизии за солдатами круглосуточно следят видеокамеры
Кроме того, периодически проводятся проверки на детекторе лжи.
Здесь даже у стен есть глаза. В каждом помещении казармы круглосуточно работает по несколько камер наблюдения. Младший сержант дает интервью впервые, но совсем не волнуется: почти за год службы привык к постоянной съемке
"Поначалу было непривычно, но быстро привыкли. К камерам, ко всему быстро привыкли. Уже не обращаю внимание, что они есть, как бы не замечаю. Кто приходит, молодое пополнение, они привыкают сначала", - рассказывает солдат срочной службы Павел Енышевский.
Солдаты пытаются хитрить и курят, спрятавшись под камерой. Напрасно, их все равно видят. Капитан Середа - тот самый большой брат, который наблюдает за картинкой со всех видеокамер. Теперь от Сергея едва ли что-то ускользнет, будь то мелкие нарушения или случаи неуставных отношений.
"Ответственный, как правило, офицер, и все равно они не смогут охватить весь объем вот этих комнат, которые в казарменном помещении, где находится постоянно личный состав, не смогут уследить. А это позволяет в любое время даже в записи просмотреть определенный промежуток времени", - отмечает командир группы подготовки пуска Сергей Середа.
Есть и другие новшества, которые должны защитить солдата срочной службы. Например, телефон со сменными сим-картами
Мобильные в части запрещены из-за особой важности объекта, но отсюда в любое время можно экстренно связаться с родственниками или сообщить командованию о нарушениях. В штабе рассказывают: на эксперимент пошли не от хорошей жизни.
"С момента введения видеонаблюдения в казармах возможности позвонить - все это конечно же, начало влиять на повышение стабильности в воинских частях", - говорит помощник командира Таманского ракетного соединения по работе с личным составом Александр Нелепин.
Когда речь идет о стратегически важных секретах, все средства безопасности хороши. К детектору лжи, который в части появился недавно, сначала отнеслись настороженно. Впрочем, массовых проверок на полиграфе не проводят.
"Только на основании письменного распоряжения или приказа командира дивизии я могу провести полиграфную проверку. И результаты передаются только командованию", - отмечает ведущий психолог пункта психологической помощи Виктория Ковтун.
Специалисты утверждают, что на самом деле ни один из разрекламированных способов обмануть полиграф не работают. Истина всплывет рано или поздно. И иногда такие тесты длятся по три-четыре часа.
Вопросы об алкоголизме и наркомании не самые сложные. В арсенале психолога много профессиональных приемов и деликатных вопросов на разные темы. Тот, кто проверку не прошел, больше в ракетных войсках не служит.