На Ставрополье исламисты через суд добиваются права на ношение хиджабов для своих дочерей
Школьная форма стала самой обсуждаемой темой недели. Вопрос коснулся даже тех, у кого школьников в семье нет. Маленькая сельская школа в Кара-Тюбе на Ставрополье превратилась в горячую точку - синоним борьбы светского и религиозного. Пять девочек пришли в школу в хиджабах. Причем лишь две из них теоретически достигли положенного по Корану возраста ношения платка.
Директор школы попыталась объяснить родителям: школа - не место для демонстрации религиозных взглядов. Родители подали в суд, апеллируя к статьям Конституции о праве на образование и свободе совести, при этом забывая, что религия - любая, именно по Конституции, отделена от государства.
В адрес директора посыпались угрозы, и ситуация вдруг начала напоминать давно забытые советские фильмы об учителях, которые в одиночку сражаются с басмачами в молодом Туркестане.
Причем басмаческие набеги - это реалия последних лет, когда учителей вынуждают терпеть хиджабы на ученицах. Непокорных убивают - как пару лет назад в Ингушетии, где директору школы бросили в окно гранату. Похоже, что новые басмачи сегодня испытывают государство на прочность - и в суде пытаются создать прецедент. Ведь в федеральных законах четко не прописано: можно или нет в школу в парандже приходить.
Гарант Конституции, Президент, уже четко обозначил позицию государства четко: в России чувства верующих уважают, но и они обязаны соблюдать принципы светского государства.
"Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это очень важно. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Первое. Второе. У нас светское государство. И именно из этого мы должны исходить. У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства. Вот это очень важная составляющая нашей жизни на сегодня и на завтра. И третье, надо посмотреть, как такие вопросы решаются у наших соседей, скажем, в европейских государствах, и все станет ясно", - сказал Владимир Путин.
Противостояние острое, и ситуация в Кара-Тюбе крайне непростая, именно поэтому мы отправились сначала на Ставрополье, затем в те страны, где подавляющее большинство населения мусульмане, а государство светское.
В Кара-Тюбе детей подвозят автобусами со всех окрестных деревень. Директор школы встречает их с заплаканными глазами - ей страшно, и она не боится в этом признаться.
"Ходили и собирали подписи с таким обращением, что мы, мусульмане села, протестуем против произвола директора школы, который не пускает наших детей, и собирали подписи по селу. Учителя мне звонили и говорили: "Марина Владимировна, мы боимся за жизнь своих детей, потому что, если мы отказывались подписывать, нас вносили в другие списки", - рассказывает директор школы Марина Савченко.
Получается, что 5 семей терроризируют все село и люди боятся об этом говорить. По словам директора школы Марины Савченко, в памяти свежо, когда 6 лет назад расстреляли директора школы прямо средь бела дня вместе с его женой. Она правда очень боится своих бывших учеников, один из которых вернулся из Саудовской Аравии. Уму-разуму его там учили на английском языке, который она же ему преподавала. Вероятно, учила неплохо, если он и еще четверо односельчан апеллируют к законам России, подавая в суд за то, что в школе, якобы, нарушают право свободно исповедовать ислам.
387 учеников в школе. 5 учениц решили ходить в хиджабах, мотивируя это исламским каноном о том, что женщина должна быть закрыта именно так, чтобы не привлекать внимания окружающих. По простой человеческой логике, именно эти 5 учениц привлекли максимальное внимание не только в школе, но и во всей стране, то есть это прямое нарушение исламских канонов.
"Если сейчас спустим дело на тормозах, то к концу года у меня их будет не 5, а еще больше. Понимаете, это просто идет навязывание воли чужой. Если мы все будем молчать, мы просто будем подавлены этой чужой волей", - говорит директор школы Марина Савченко.
Представитель пяти семей апеллирует к законам, считая, что есть некое серое правовое поле - они писались, когда школьная форма была обязательной, авторам в голову не приходило, что школьницы захотят прикрыть личико. Министр образования Азербайджана вспоминает, как пару лет назад в светском государстве сначала появились женщины в платках на улицах, потом - мужчины с бородами по арабской моде вдруг начали требовать девичьей скромности на исламский манер.
В Азербайджане радикалы тоже пытались испытать государство на прочность, начиная с демонстраций, которые устраивали именно мужчины в защиту хиджаба, заканчивая попытками привести маленьких девочек с покрытыми головами в школу, чтобы посмотреть, чем все закончится.
"Несколько лет назад мы приняли решение, что в средних школах Азербайджана дети должны ходить в единой школьной форме, почти как было в советские времена. Первое время были трудности, но мы вели очень большую работу среди родителей", - рассказывает министр образования Азербайджана Мисир Марданов.
Маленькую Айшу привела в платке в класс мама - ей аккуратно, но жестко объяснили: дома - как хотите, в школе - как положено.
"Любой платок сразу делит класс на своих и чужих. Мы не позволим ни ученикам, ни учителям носить хиджабы, это средневековье какое-то. Единая форма - вот что нас спасло. Главное - без колебаний, без уловок жестко сказать: закон и порядок едины для всех", - уверена директор школы Хагигат Гараева.
В Турции ситуация зеркальная - на том, что хиджабы вернуть в школы, настаивают правящая партия с одной стороны и сторонницы модного течения - исламские феминистки, с другой. Политики хотят платков на покорные головы, феминистки - платков как символа непокорности. Хотя еще несколько лет назад о женщине в хиджабе говорили: приехала из деревни.
На турецких улицах женщин в платках значительно больше, чем 5 лет назад, но они покрывают головы лишь на выходе из колледжей и университетов, то есть общественных зданий. Внутри самих зданий хиджаб до сих пор вне закона. Но проблема стоит остро. Правящая консервативная партия традиционно настаивает: верните турчанкам хиджаб. На что Конституционный суд отвечает: партии приходят и уходят, а турецкий народ и правила, по которым строится турецкое государство, остаются неизменными.
Единственное нововведение - при входе в стамбульский университет - раздевалка. Напротив - памятник отцу-основателю турецкого государства Ататюрку, который и завещал: в светском государстве женщину защищает закон, а не платок.
"Сейчас обсуждается новая концепция образования. Изменений там много, но в ней снова очень четко прописано: в образовательных заведениях, как и в других общественных зданиях, платок запрещен. Я сама мусульманка, но нужно разделять четко - науку и религию", - убеждена политолог Зейнеп Коджамыш.
С родителями девочек была предпринята попытка договориться, основной аргумент - не делайте детей заложниками взрослой игры. Договорились, что девочки будут ходить в школу, одев обычный платок, который закроет уши и волосы, а водолазка закроет шею. Они будут выглядеть светски и в то же время соблюдать законы ислама. Правда, отец девочки отказался пожать протянутую ему руку.
Непротянутая рука значила не только соблюдение канонов, по которым радикально настроенный исламист не может пожать руку женщине. По телефону директор школы пыталась сбивчиво объяснить: все пять девочек на следующий день пришли в школу в карикатурно огромных платках. Все пять матерей в хиджабах стояли на пороге школы с видеокамерами наперевес, ожидая, что она не пустит детей в школу и первой нарушит водяное перемирие. Все пять семей освистали и выгнали, назвав отступником ставропольского имама, приехавшего в село специально, чтобы объяснить: Коран не требует хиджабов для школьниц. Марине предложили: мы откажемся от суда, если вы будете умней. По словам директора, только после этого ей стало просто и ясно: больше никаких переговоров.
Судя по всему, единственное решение этой ситуации - именно жесткая и последовательная позиция государства: мы гарантируем свободу исповедовать любую религию, но принципы светского общества незыблемы. И это должно быть прописано в законе так, чтобы не было поля для толкований.
И выполнению закона, судя по опыту соседей, может помочь единая для каждой школы форма, которая не допустит разделения на верующих и неверующих, богатых и бедных, модных и консервативных. Поскольку именно детское деление на своих и чужих - мина замедленного действия.