Прокуратура Петербурга заинтересовалась скандальной брошюрой для трудовых мигрантов
Ей выпустила местная общественная организация, которая ставит своей целью - социальную адаптацию приезжих. Как теперь говорят активисты, чтобы читателям не было скучно, они решили вставить в текст побольше картинок. И, видимо, перестарались.
Улыбчивые инструменты Валик, Метла, Шпатель и Кисточка отправляются в путь из южных стран в Северную столицу России. Эта картинка, скорее, похожа на иллюстрацию к детской книге. Только рисованных героев в Санкт-Петербурге ждет не сказочная жизнь, а пограничник, полицейский, врач. И это только начало бюрократических испытаний, а еще трудолюбивым друзьям надо "получить новый положительный опыт, и вернуться на родину живым и здоровым".
Как не нарушить трудовое законодательство и куда обратиться в случае болезни или других неприятностей объясняют авторы брошюры под названием "Справочник трудового мигранта". Вроде как полезная информация, да еще на трех языках: узбекском, киргизском и таджикском. Но первое, на что все обратили внимание, - трудовых мигрантов изобразили в виде орудий неквалифицированного труда, а жители Петербурга имеют вполне человеческий облик.
Автослесарь Умар Мамиров из Самарканда, которого отвлекли от ремонта машины на одной из улиц Петербурга, был категоричен. Мнение соотечественника разделяет и глава узбекской диаспоры. Оскорбительными он посчитал не только картинки, но и раздел полезных советов, о том, как вести себя в городе. Из справочника: "Не следует всегда и везде носить национальную одежду, постоянно носить спортивный костюм, сидеть на корточках на улице, плеваться и мусорить, громко разговаривать, обсуждать вслух окружающих людей, свистеть, готовить еду на балконах".
Авторы этих строк, уверен Валиджан Хайдаров, просто бесцеремонно вмешиваются в личную жизнь приезжих.
"Это нарушение прав человека. В никакой стране не диктуют человеку какую одежду ему носить", - говорит председатель узбекской диаспоры Санкт-Петербурга Валиджан Хайдаров.
Такая реакция на появление брошюры стала полной неожиданностью для авторов. Они утверждают, что хотели сделать её не просто полезной, но еще и интересной.
"Это просто герои - Мастерок, Валик и Кисть. Они не олицетворяют трудовых мигрантов ни в коем случае, они являются просто иллюстрациями. Мы их включили в брошюру, чтобы сделать брошюру менее сухой. Если это сплошной текст, то, по нашим исследованиям предыдущим, выясняется, что она не имела успех у трудовых мигрантов - они их просто выбрасывали", - сообщил автор идеи "Справочника для трудовых мигрантов".
По словам Глеба Панфилова, прежде чем отправить тираж в печать, провели масштабный опрос среди самих мигрантов, и возражений не было. Но специалисты говорят, всех персонажей надо было тогда рисовать в одном стиле: или людьми, или инструментами.
"Сошлюсь на Аристотеля, который прямо писал, что раб – это одушевленное орудие, орудие – есть неодушевленный раб. Если Аристотелю это можно было простить, учитывая, что он был сыном своего времени, то для современного общества это не является этически корректным", - говорит заведующий кафедрой этики философского факультета СПбГУ Вадим Перов.
В комитете по внешним связям Петербурга заявили, что участия в проекте не принимали. Прокуратура начала проверку организации, которая выпустила в свет таких спорных персонажей.