В столице на 72-м году жизни скончался Эдуард Володарский
Эдуард Володарский - автор десятков сценариев к любимым миллионами россиян фильмов. Среди самых известных его работ "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Мой друг Иван Лапшин", "Штрафбат"... Прощание с драматургом и сценаристом состоится в четверг, 11 октября, в Доме кино.
Гости всегда восхищались его коллекцией трубок, но последние пару лет Володарский убеждал: гордиться стоит другим. Он наконец-то научился отказывать себе в удовольствии их курить. Хотя курил с юности. Тогда в 50-х его все Замоскворечье знало как Эдюлю Володарского. Хулигана с самодельной фиксой и ножом в кармане.
"Я кидался в драку по любому поводу. Если мне казалось, что обидели или меня или моего друга, то разницы не было большой, мужик передо мной сильный слабый. Мне часто доставалось", - вспоминал Эдуар Володарский.
Как его била жизнь, он особенно часто вспоминал во время работы над сценарием к фильму "Прощай, шпана замоскворецкая". Картина по сути автобиография Володарского. О жестоких подростках, их первых чувствах и первых преступлениях.
Он даже успел посидеть несколько месяцев в тюрьме, но в отличии от друзей туда не вернулся. Пошел учиться во ВГИК. Писать сценарии ему предложили почти сразу. Первый заказ от режиссера Сергея Герасимова на экранизацию пьесы "Яма". Потом был Алексей Герман с лентами "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин". И как было отказать другу Никите Михалкову, они вместе писали "Свой среди чужих, чужой среди своих". Их творческая истина как и положено рождалась в споре.
"Одна женщина позвонила, я снял трубку, и мы продолжали с Эдиком разговаривать. Прошло минут двадцать, я смотрю: телефон включен, и я думаю, мне кто-то звонит, я беру трубку и говорю: "Да". "Это вы?" Я говорю: "А где? Где вы?" Я говорю: "Я, а что?" "Но слушайте, я такого не слышала никогда! А что вы делаете?" Я говорю: "Вы знаете, это мы пишем сценарий". "С кем?" Я говорю: "С Эдуардом Володарским". "Это Володарский там так выражался?!" Я говорю: "Да. И я", - рассказывает Никита Михалков.
Было время когда о Володарском зрители не слышали ничего, его запрещали. Известный к тому времени сценарист, чтобы прокормить семью, работал грузчиком. А за текстами сидел по ночам. Но в Госкино продолжали заворчивать его сценарии. Когда руки совсем опустились, дельный совет дал Андрон Кончаловский.
"Он мне сказал: что ты разнылся? Возьми "Долги наши" и напиши пьесу. Я говорю, но я никогда пьес не писал. А он да перестань ты! Возьми "Дядю Ваню" Чехова, посчитай слова и чтобы у тебя было не больше. Я как идиот пришел домой и целый вечер считал слова и написал пьесу и она у меня была, как и "Дядя Ваня" из трех актов, - рассказывал Эдуард Володарский.
Так появился Володарский-драматург. Пьесу "Долги наши" на сцене МХАТа ставили на протяжении 11 лет. Его работы на ура публика принимала в 127 театрах страны. Сценаристу было присвоено звание Заслуженный деятель искусств. А чуть больше месяца назад Эдуард володарский стал Кавалером Ордена за заслуги перед отечеством
Человек увлеченный историей, он очень любил работать над историческими сценариями. Отвергал любые предложения о помощниках и ассистентах, сам ездил в архивы и библиотеки. Хотел знать о героях как можно больше, чтобы показать их настоящими и не разочаровать зрителя. Для зрителя он старался до последних дней. Несколько сценариев Эдуард Яковлевич так и не успел закончить. Ему был 71 год.