В Домодедове инвалидов-колясочников не пустили в самолет иностранной авиакомпании
Сегодня часть российской делегации не смогла вылететь на международную конференцию, посвящённую проблемам инвалидов. Людей, которые передвигаются на колясках, не взяли на борт самолёта. Представители немецкой авиакомпании ссылаются на внутренние инструкции. Однако об этих правилах несостоявшиеся пассажиры узнали буквально у трапа.
Они не спят уже больше суток. Многие из них приехали в аэропорт еще ночью, хотели пораньше зарегистрироваться. Но утренний рейс в Дюссельдорф для членов российской делегации, среди которых люди с ограниченными возможностями, так и не состоялся.
"Пригласили на посадку самолета. Половина нашей делегации зашло в самолет, в том числе часть сопровождающих инвалидов на колясках. И вдруг нам заявляют, что нас не пускают. Командир корабля принял решение по соображениям безопасности посадить на борт только двух инвалидов на коляске. Почему двух - не понятно, вроде, какая-то внутренняя инструкция", - рассказывает депутат Государственной Думы Владимир Крупейников.
Какую угрозу безопасности представляют люди с ограниченными возможностями, сотрудники авиакомпании не объяснили. В итоге из 34 делегатов в аэропорту осталось 13: шесть на инвалидных колясках, шесть сопровождающих и руководитель группы. Россиян возмутило такое отношение перевозчика. Это при том, что они прошли регистрацию, досмотр и оставалось только сесть в самолет. Более того, авиакомпания заранее знала, что этим рейсом полетят люди с ограниченными возможностями.
Поведение командира не противоречит воздушному кодексу, говорят юристы. Он может не пустить на борт нетрезвых или агрессивных пассажиров, а может отказать в перевозке и без объяснения причин.
"Командир имеет право в случае выявления лиц, которые не были допущены к перевозке, либо не прошли таможенный контроль, либо по своему здоровью не могут передвигаться, не допустить на корабль по своему усмотрению. Командир самостоятельно принимает решение, за которое в дальнейшем несет ответственность и вправе отказать гражданину в связи с такими обстоятельствами", - объясняет юрист Олег Фролов.
"Если у него на борту 6 людей, которые не умеют ходить, то он естественным образом задает себе вопрос: а кто будет помогать другим пассажирам, если стюардессы долго помогают инвалидам", - считает правозащитница Ирина Ясина.
Представители немецкой авиакомпании уже дали официальный ответ на произошедшее, сообщив: "В случае с российской группой инвалидов-колясочников до полета, к сожалению, была направлена неверная информация - лишь два пассажира были зарегистрированы как полностью неподвижные. Однако у выхода на посадку выяснилось, что все 6 инвалидов в колясках не могли передвигаться самостоятельно. Капитан судна принял решения, исходя из внутренних правил безопасности, что только два неподвижных пассажира могут воспользоваться этим рейсом".
Проблемы с посадкой инвалидов на авиарейсы периодически возникают, говорят немецкие правозащитники. Хотя в Германии даже министр финансов Вольфганг Шойбле передвигается на инвалидной коляске.
Параолимпийцу Ивану Гончарову путь в самолет никогда не преграждали. Признается: от этого не легче. Такие пассажиры, как он, для авиакомпаний почему-то всегда не кстати. Найти общий язык с перевозчиками непросто.
Предупредить делегатов и авиакомпанию о возможных последствия должен был и агент, продававший билеты. Компания-агент что-либо комментировать пока отказалась. Сами пассажиры отправились в другой аэропорт. Российский авиаперевозчик заявил, что готов всех принять на борт. Судебные разбирательства с немецкой компанией решили отложить до возвращения на родину.
После долгих часов ожиданий российская делегция все-таки отправились в Дюссельдорф. В эти дни там проходит международная выставка по защите прав инвалидов. Возможно, теперь одной темой для обсуждения там станет больше.