Свадьба со стрельбой в центре Москвы стала поводом для дискуссий
Самой обсуждаемой темой недели стали законы гор, причем обсуждали даже те, кто в горах не бывал. Повод: чужая свадьба, которая ехала по центру Москвы, пела и стреляла.
О происходящем сообщили разгневанные водители соседних машин. В кортеже, который остановила полиция, ехали горячие джигиты. Они радовались за друга и, по сообщениям, палили из травматики. Один из них теперь отсиживает 15 суток и выплатил 2 тысячи рублей за нецензурную брань, остальные по сто рублей за неправильное использование клаксонов.
Случай локальный, обсуждение всероссийское. Гостям с Кавказа припомнили всё: зикр и лезгинку на улицах, приставание и разборки с драками и угрозами.
При этом и сами кавказцы и в Москве, и в республиках крайне резко отреагировали на происшедшее. Лейтмотив: на Кавказе так себя не ведут. Это дикость отдельных плохо воспитанных товарищей, какие есть везде. Это нарушение Конституции горца, так дагестанец Расул Гамзатов называл правила поведения мужчины, который обязан вести себя достойно, чтобы его родителям не было стыдно. И решение проблемы одно и жесткое: есть закон, который обязаны все россияне соблюдать, без скидок на особенности национальной охоты к развлечениям. Ведь и некавказцам на улицах стрелять нельзя. И танцевать вприсядку, останавливая движение, тоже. А те, кому по должности положено, обязаны следить, как единый закон соблюдается в единой стране.
Пальба в центре Москве в минувшее воскресенье, эхом отдается и спустя неделю. Столичная полиция вчера, 6 октября, завела уголовное дело по факту хулиганства. И хотя сам факт стрельбы следствию еще только предстоит доказать, каждый выстрел, якобы произведенный из окон машины свадебного кортежа, судя по всему достиг цели. О новом обострении межнациональных отношений вынуждены были заговорить на высшем уровне.
"Да, есть разные культурные традиции, но правовые нормы ещё никто не отменял, поэтому стрелять в воздух нельзя на радостях ни в Москве, ни в Махачкале, ни в Нью-Йорке. Прямо говоря, если бы подобные вещи происходили в Нью-Йорке, это могло бы закончиться весьма печально, полиция бы открыла огонь на поражение и была бы за это оправдана. Поэтому ещё раз обращаю внимание, что мы должны заниматься воспитанием культуры общежития с малолетнего возраста, заниматься постоянно и заниматься все вместе", - сказал Дмитрий Медведев.
Громкая история стреляющей свадьбы, в которой единственным достоверным доказанным фактом на сегодня является то, что молодожены и гости были дагестанцами, по-своему очень символична. Она свидетельство того, как легко мы променяли наше "мы" на безответственное "они". Еще ничего не доказано, но эпопея со стрельбой уже обрастает бесконечными подробностями, соответствующими нашим страхам, нашему невежеству и нашей беззащитности.
При этом рассуждая о чьей то дикости и с возмущением разглядывая ролики о кавказском беспределе, выложенные в "YouTube", мы могли бы вспомнить о визитах в Столицу люберецких или казанских, об отстриженных волосах московских хиппи, о массовых драках, в конце 80-х, ставших симптомами грядущей катастрофы.
"У нас это связано в том числе и с распадом Советского Союза. У нас это связано в том числе с тем, что в 90-е годы произошел слом нашего бывшего экономического строя и социалки. Всё развалилось. Всё, без преувеличения! Кавказ здесь не исключение. Уровень доходов упал почти до нуля, образование развалилось почти полностью. Я очень хорошо помню, как я в первый раз в 2000 году, по-моему, приехал в Чечню, зашёл в школу. Парт не было вообще, сидеть не на чем было, дети годами в школу не ходили, вот результат", - сказал Владимир Путин.
Кто знает, как выглядел бы приезд, например, "юного горца" Д’Артаньяна в Столицу, если бы ему довелось расти в своих гасконских горах так, как росли в своих кавказских его сверстники. Годы войны, бандитизм, возведенный в ранг идеологии, тотальное воровство и беззаконие плюс ноль образования. И вот уже десятки таких Д’Артаньянов несутся по столичным улицам. Мотивация та же, что у гасконца. Потребность самоутвердиться. Но образ разный...
"Вам самим не стыдно? Вы когда последний раз своих родителей радовали реально чем-то? Чей отец может сказать: я воспитал сына-мужчины, я им горжусь. Вы же знаете только утром проснуться, пары, если ещё не исключили, прогулять, ходить по городу, до обычных пацанов докапываться…" - говорит в своём ролике Адам Муртузалиев.
"Ты не должен читать книг, ты не должен работать, ты не должен хорошо учиться. Единственное, что у тебя хорошо получается, это бездельничать на Манежной площади, иногда потанцовывая лезгинку. Возможно, кто-то не так поймёт моё обращение, но мои намерения чисты, я призываю свой народ исправиться", - говорит в интернет-обращении Руслан Пиров.
Это ведь тоже они. Незаметные на фоне танцующих лезгинку на Манежной площади, молодые дагестанцы. Да, их всего двое, студентов московских вузов, выложивших в сеть свои обращения к соплеменникам. Но просмотров у них сотни тысяч. А это значит, что если что мы уже взялись делить себя на "мы" и "они", то надо помнить о том, что их, происходящее волнует ничуть не меньше.
"Есть хулиганы, которые ведут себя может быть, не так этично, как это необходимо было бы, вести правильно, достойно. Есть хулиганы, есть люди, которые где-то хотят себя показать и где-то проявить, но я думаю, что акцентировать внимание на это всё, делать из этого проблему номер один в стране, в которой проблем огромное количество, не стоит", - считает член Комитета Госдумы РФ по международным делам, член фракции Единая Россия" Шамсаил Саралиев.
В то время как депутат Саралиев в родном Грозном готовился к празднованию Дня города, в спальном районе на окраине Москвы, его друзья-чеченцы ждали встречи с русскими националистами. Сейчас стало модно все списывать на национальные особенности. Идея депутата Саралиева была вполне кавказской. Решать проблему растущей агрессивности надо с теми, кто в любой момент сам готов применить силу.
"Такой службы ещё не было, меня десять лет уже таскают на круглые столы ГУВД, Правительство Москвы, в Дом Национальности, где сидят умные аксакалы, читают доклады, все спят на них, и рассказывают про мир, дружбу, согласие и культуру. Но это к улице не имеет отношения. На улице надо привлечь лидеров сообществ, фанатов, националистов, сообществ, где непосредственно есть лидеры, которые могут решать вопросы", - убеждён лидер организации "Русские" Дмитрий Демушкин.
Несмотря на пафосное название "Конгресс консолидации народов России", реальная деятельность этой интернациональной группы сводится к тому, чтобы не допускать перерастания локальных уличных стычек на национальной почве в серьезные столкновения. Разводить, готовых к поножовщине, как говорится, по понятиям. То есть на том языке, который доступен людям, собирающимся выяснять отношения у станций метро с помощью арматуры.
"Всё это движение создали для того, чтобы люди, молодые пацаны могли решать вопросы не на улицах с ножами и кулаками, все мы знаем иторию с Егором Свиридовым, Юрой Волковым, не дай Бог, чтобы это повторялось, мы против этого, мы не хотим этого, мы не хотим вражды, мы не хотим убивать, стрелять и резать. Мы хотим решать вопросы так, чтобы пожали руки потом ребята друг другу и сказали: Давай, братка, всех благ тебе", - говорит музыкант Рома Жиган.
Уличное миротворчество, к которому московский реппер Рома Жиган присоединился совсем недавно, уже сказалось на его творчестве. Вернувшись из Грозного, он выложил в сеть свой новый клип, так мало вяжущийся с его бритоголовым сценическим образом.
Тот факт, что попытки мирного решения увеличивающихся проблем совершают люди, изначально нацеленные на конфликт, свидетельствует о серьезности ситуации. О том, что разделение на "мы" и "они" де факто уже почти произошло, но "мы" все еще возможно, когда появляется некая общая цель. И сейчас эта цель вполне достойная, сохранение единства страны.
Следствие, надеемся, разберется, кто стрелял, кто не стрелял. И надеемся, в расследовании этого вопроса удастся избежать самого опасного, кампанейщины. Ведь у хулиганов национальности нет. И хамство на улицах, и дешевое самоутверждение тоже национальности не имеют. Это как разруха, она в головах. И противопоставить ей можно только наше общее неприятие. И общее понимание: на улицах нет наших и ваших. Есть мой народ, в котором, как в любом народе, есть хулиганы и остальные. Те, кто хулиганам никогда не будет искать оправдания.