В Красноярском крае от селян потребовали выкупить их же дома
Скандал, заставивший вспомнить вроде бы давно забытые понятия "барин" "крепостные" и "оброк", разгорается в Красноярском крае. Бизнесмен приобрёл целое село со всеми постройками, в том числе и жилыми. И теперь предлагает людям выкупать у него свои же дома. Жители боятся остаться без крыши над головой. Даже местной администрации пришлось освободить здание сельсовета - новый собственник запросил слишком большую плату за аренду. Впрочем, и у него, как говорится, своя правда
Такой активной общественной жизни в поселке Далай не было, пожалуй, за всю его историю. Деревенский сход чуть ли не дважды в неделю. Главная тема - рост цен на жилье.
"У меня начиналась от 100 тысяч. Когда я уже получила пенсию и пошла, он сказал: "Моя дорогая, цены увеличились, теперь уже 250 тысяч", - рассказывает житель села Далай Надежда Малашковец.
В этом доме Надежда Малашковец живет почти 30 лет. Сейчас бывшую колхозную постройку ее новый собственник требует выкупить за полмиллиона. Для пенсионерки это все равно, что полцарства.
Бездомной в юридическом смысле здесь оказалась половина сельчан. Их жилье, вместе с остатками колхозного имущества, несколько лет назад отошло правопреемнику - частному предпринимателю. Когда хозяйство окончательно пошло прахом, хозяин попытался продать все, что можно.
Предпринимателя Сергея Сидорова за глаза здесь называют не иначе как барин, себя - крепостными. Многие, впрочем, предпочитают молчать. Некоторым труженикам колхоза новый хозяин отдал жильё со значительной скидкой - за 30-40 тысяч рублей. Самым заслуженным подарил. Тяжелее всех пришлось местным учителям. От них сельхозпредприятию прямой выгоды нет.
Тем, кто как отличник народного образования Вера Червякова, на выкуп дома денег не нашел, собственник предложил взять жилье в аренду. Как говорят местные, это что-то вроде оброка. Три тысячи рублей в месяц, не считая коммунальных услуг.
В должниках здесь оказалась даже местная администрация. За аренду здания, где она располагалась, новый собственник взыскал через суд 400 тысяч рублей. Сейчас власть ютится в здешнем клубе. Он, к счастью, остался на балансе сельсовета.
По словам главы поселка, отвоевывать пришлось даже уличный туалет. Судебные тяжбы стали для администрации главным занятием.
"Я за сентябрь уже прошел где-то двенадцать судов, связанных с жильем. Люди судятся, ищут свою правду, но суды принимают свои решения. И все они пока на стороне Сидорова", - рассказывает глава Далайского сельсовета Виктор Лахмоткин.
У предпринимателя все по закону. Сергей Сидоров говорит, что пытается получить хоть что-то за хозяйство, которое для него оказалось убыточным.
"Вы должны понимать, что у нас коммерческое предприятие, оно не благотворительная организация. И мы не можем налево-направо раздавать жилье. Вот эти товарищи, что судились порядка трех лет с нами, за это время уничтожили нам все склады, уничтожили зерно, уничтожили фураж, семена, уничтожили оборудование", - жалуется предприниматель Сергей Сидоров.
Крах своего предприятия бизнесмен связывает именно с местью населения за имущественные споры. Впрочем, и сейчас готов договариваться. Однако, такие вот объявления о скидках на жилье, напечатанные на новогодних открытках, сельчане воспринимают как издевку. Их попытки отстоять дома опытные юристы считают вполне законными.
"В принципе есть прецеденты, когда оспаривалось включение в план приватизации того или иного социального объекта, и люди признавали за собой права впоследствии на эти помещения. То есть здесь просто, я думаю, безграмотность правовая, и лень, и бездействие органов местного самоуправления", - считает адвокат Александр Глисков.
Местные власти в решении далайской проблемы пока не достигли никаких успехов. Разбираясь с жильем, упустили единственную сельскую водокачку. На торгах у разорившегося колхоза ее за копейки приобрел другой предприниматель. Сейчас предлагает сельсовету в аренду. По здешним понятиям - за оброк.