В некоторых российских регионах дороги общего пользования отдали в частную собственность
Что делать, если вас отрезали от внешнего мира, запретив пользоваться единственной дорогой? Этим вопросом всё чаще приходится задаваться сельским жителям, которые оказываются в полной изоляции по вине новых собственников земель. Те выкупают площади и переустраивают их по собственному усмотрению, в том числе блокируя проезд к домам. Так, что туда не доедут ни Скорая, ни пожарные.
Кирилл показывает самодельную водонапорную башню. Пожарные в его деревню все равно не приедут: дороги нет.
От дороги, которая еще прошлым летом вела в деревню Выползово, остались бетонные плиты, которые заканчиваются примерно через сто метров. И дальше, если пойдет хотя бы небольшой дождь, нужны резиновые сапоги. А за поворотом ямы еще больше, и там проедет разве что трактор.
Дом Кирилла, первый каменный в Выползово, построил прадед, а самой деревне больше шестисот лет. Подъезд сюда ограничен с трех сторон - лесом, болотом и речкой. Другой дороги, кроме как через бывший совхоз, и не было. Когда сельхозугодья в очередной раз перешли к новому хозяину, он уволил всех сотрудников, продал технику, уничтожил стадо, а потом стал разбирать дорогу. Жители пытались договориться.
"Мы ему звонили. Поговорил на повышенных тонах, сказав, что нечего меня беспокоить по таким пустяковым вопросам и бросил трубку", - рассказывает жительница д.Выползово Елена Борисоглебская.
Елена достает увесистую пачку документов - обращения в Полицию, Прокуратуру, суд. В копии договора купли-продажи перечислено все имущество на территории фермы: коровники, склады, хранилища. Про бетонные плиты ни слова. Как единственная дорога в деревню, где живут больше ста человек, могла стать частной собственностью, загадка.
"Комитет по управлению имуществом Петушинского района даже не знал о том, что люди, оказывается, пользуются территорией этой фермы для проезда, поэтому сделка была совершена. Невнимательно подошли", - отмечает глава администрации Петушинского района Олег Котров.
Невнимательность за гранью. По закону дорога может перейти в частные руки только, если есть альтернативный проезд. Но даже в этом случае, местные власти должны внести в договор пункт о том, что пользоваться ею будут все. Подняли архивы, оказалось, в деревню Выползово по документам никогда и не было дороги. Чиновники в спешке пытаются исправить ошибки, начинают строить новую дорогу. Правда, не с того конца. Мол, участок, где раньше лежали бетонные плиты, все равно теперь не наш.
"Если мы сумеем отсудить данный участок, тогда мы будем иметь право вкладывать туда деньги и делать там дорогу", - говорит глава администрации Петушинского района Олег Котров.
"Мы зависим от погодных условий. И если у нас пройдут дожди, пока они будут ждать решения суда, я не знаю, как мы будем выбираться", - сетует жительница д.Выползово Елена Борисоглебская.
Дожди не заставили ждать. С рюкзаком Наталья отправляется в долгий путь до магазина. До ближайшей автобусной остановки 40 минут пешком, и полдороги, утопая в грязи.
"С такой дорогой приходится сталкиваться несколько раз в неделю. Магазин находится за 3,5 километра, много на себе не унесешь", - говорит жительница д.Выползово Наталья Васильева.
В Красноярском крае несколько семей тоже как на острове, почти со всех сторон забор с колючей проволокой. На месте бывшей дороги новый хозяин земли установил табличку "Проезд запрещен".
"Дорогу перепахал, засыпал ее землей, у него техника, нанимал и рабочих и все такое. В общем, засеял", - говорит жительница пос.Пимия Нина Пустовалова.
За забором оказалась не только дорога, но и трансформаторная будка. Жители боятся, что в любой момент останутся еще и без света. Глава местного сельсовета Виктор Коваленко разводит руками. По договору все верно, но подписывал он его почему-то не глядя.
"Приехал ко мне с этими бумагами, схемами, я две проверил первых, а он говорит: да эта старая, просто нужно их по-новому переделать, и я не смотря их подписал", - вспоминает глава Орешенского сельсовета Виктор Коваленко.
Когда договор будет аннулирован, неясно, кто будет дорогу восстанавливать. В местном бюджете денег нет. Заседание суда не раз откладывалось: с новыми владениями фермер расставаться, видимо, не хочет, присылает в суд справки о болезни. А те, кому он перекрыл дорогу, не могут дойти до аптеки. Геннадий Пустовалов после сложнейшей операции, он точно знает, что больше не имеет права болеть. Пока в поселок нет дороги, Скорая к нему не приедет.
"Три месяца, как он это загородил, я не могу выехать, вы можете себе представить? Ну, в тюрьме что ли?!" - говорит житель пос.Пимия Геннадий Пустовалов.