В Польше и России зачитано Послание Патриарха Московского и Всея Руси и польского Архиепископа
Оно адресовано народам двух стран.
Это первый документ, разработанный и одобренный совместно Русской православной церковью и польской католической.
"Это послание открывает новую главу в отношениях между нашими Церквями и народами и означает для поляков и русских пути примирения, чтобы раскрыть правду о трудном прошлом", - говорится в нём.
И для России, и для Польши это был долгий путь навстречу друг другу.
Вероятно, потребуются многие годы для того, чтобы осознать подлинный смысл этого события. Послание к народам России и Польши, которое сегодня зачитали во время Патриаршей службы в Храме Христа Спасителя в Москве и в течение дня будет зачитано прихожанам во всех польских храмах, было подписано в середине августа в ходе визита в Польшу Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла. Значение как самого визита, так и того документа, который стал его главным итогом, выходит далеко за рамки просто отношений наших двух стран или церквей. Речь, в конечном счете, идет об отношениях между Православием и Католицизмом, или еще шире - между Востоком и Западом.
"Две духовных силы, национальных силы, Русская православная церковь и католическая церковь Польши приняли решение обратится к народам двух стран для того, чтобы призвать их произнести одно единственное слово, обращаясь друг к другу, "прости". И вот на основании этого взаимного прощения примириться", - сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Столетиями для наших предков Запад начинался на польской границе, столетиями же для поляков он на этой границе заканчивался. Само собой такая граница не могла быть устойчивой. Веками перемещение этой условной линии по оси Запад-Восток, оставляло за собой вполне реальный кровавый след.
"И вот эта историческая память, которая запечатлела в себе душевную скорбь и польского, и русского народа, так тяготела над нашими двумя народами и государствами, что даже в ХХI веке мы не могли освободится от этой памяти, чтобы построить новый тип взаимоотношений", - сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Меж тем, весь опыт последних десятилетий свидетельствовал о том, что полноценное выстраивание отношений России со всей остальной Европой, невозможно без нормализации их с Польшей. Польский кинорежисер Кшиштоф Занусси убежден, что скорейшее разрешение всех спорных вопросов - вопрос самосохранения всей европейской цивилизации.
"Мы на первом месте, наша цивилизация побеждает. Но как долго будет побеждать, если будем спорить между собой, если между нами будет недоверие. Так что с такой широкой перспективой, касающейся вообще нашей цивилизации, я вижу огромную роль поляков, чтобы мы открылись, приблизились к русским и надежду, что русские лучше поймут и более с доверием будут к нам подходить", - говорит кинорежисер Кшиштоф Занусси.
Однако попытки сближения, в последние годы предпринимаемые на межгосударственном уровне, оказались слишком зависимыми от общественного мнения, и главным образом в Польше. Все очевиднее становилось то, что корни отчуждения и недоверия между народами находятся глубже, чем самые болезненные для обеих сторон страницы общей истории. Там, где столетиями пролегала реальная граница между Востоком и Западом. Там, где заканчивалось католичество и начиналось православие.
"В тех приходах, где послание, подписанное мною и Патриархом Кириллом, уже было прочитано, его встретили очень позитивно и священники, и верующие. Разве не прекрасно, что отныне и нам и вам можно будет молиться в местах наших общих страданий. Мы надеемся, что сможем молиться вместе. Есть же у нас общая молитва "Отче наш". Почему бы нам вместе не славить нашего общего для нас Бога? Это, несомненно, очень важный шаг в отношениях между католической церковью и церковью православной", - отмечает архиепископ, глава Римской Католической Церкви в Польше Юзеф Михалик.
Подобный шаг оказался возможным, еще и потому, что в Польше все больше осознают, что Запад, принадлежностью к христианской цивилизации которого здесь все так кичились, уже давно не тот. Что угроза их польским христианским ценностям, которые они так самоотверженно отстаивали на своих восточных границах, как выяснилось сегодня приходит с Запада.
"То, что наши польские иерархи протянули руку русским священникам, это правильно. Какой будет результат, я не знаю, не хочу тут добавлять политики, ибо нет места тут для политики. Будь что будет, но пускай наступит примирение, ибо это давно необходимо. В конце концов, Россия это наш сосед. Лучше или хуже, но наш сосед", - говорит прихожанин.
Единодушие, с которым высшее духовенство польской Церкви поддержало саму идею совместного послания к народам, шаг, безусловно, мужественный. Причиной тому чудовищная трагедия - крушение польского президентского самолета при посадке в Смоленске весной 2010 года. Эта беда вновь заострила столь болезненный для поляков восточный вопрос. Охваченная скорбью Польша разделилась: одна часть, абсолютное большинсвто населения, с благодарностью принимала соболезнования из России, другая же, обвинила Россию в гибели польской президентской четы. Несмотря на признание Польшей результатов официального расследования, установившего, что причиной трагедии стала ошибка пилота, ультраправые политики принялись воссоздавать Образ извечного врага с Востока, а несчастных жертв авиакатастрофы попытались превратить в мучеников, пострадавших от рук неверных. В такой обстановке, любой, кто, взывая к здравому смыслу, говорил о необходимости расширения контактов с Россией, становился мишенью для обвинений в предательстве. И вот, в такой момент, польская католическая церковь, на которую традиционно опирались правые, церковь, обладающая в стране безусловным авторитетом, вдруг вместе с русскими взывает к примирению.
"Мне никогда и в голову не приходило, что совместные позиции католической православной церкви может быть таким реальным и благодатным, позитивным ресурсом для создания конструктивной атмосферы и для подключения к диалогу еще такого эфемерного, в общем, понятия, как личная ответственность", - говорит директор Российско-польского Центра диалога и согласия Петр Стегний.
В отличие от государства, церковь обращаясь к народу, обращается к каждому конкретному человеку. Здесь нет и не может быть коллективной ответственности. Здесь каждый отвечает сам за себя, отдавая себе отчет в том, перед Кем, в конечном счете, ему предстоит держать ответ. Именно это вселяет надежду на успех. Однако сейчас никто не возьмется предполагать, как много еще времени потребуется для того, чтобы люди осознали общность судьбы двух своих государств, и ничтожность существующих между ними сейчас реальных проблем на фоне тех вызовов, которые ждут всех нас в ближайшем будущем.