Гражданским могут разрешить хранить дома боевые пистолеты
Бог создал людей, а Кольт дал им равные права, теперь этот американский постулат предлагают внедрить и в России.
Один из сенаторов пытается добиться разрешения для всех совершеннолетних здоровых россиян на хранение боевого короткоствольного оружия, объясняя на примере Америки, что это лучшее средство для спокойной жизни.
Сенатор Торшин, являясь пожизненным членом Национальной стрелковой ассоциации США, одной из крупнейших лоббистских организаций, подсчитал: если в России пистолеты легализовать, то потенциальный рынок получится до 1 триллиона рублей за пять лет, это почти 10 миллионов покупателей.
Судя по опросам, у 8 из 10 россиян такой американской мечты нет.
Противники закона говорят как раз о психологической неготовности к ответственной стрельбе в стране, где каждое третье преступление бытовое, когда в ход идет все, что под рукой.
Мишени большие и стрельба идет с 5 метров, чтобы человек мог произвести выстрел туда, куда он хочет.
На Западе пистолет "Глок 17" популярен, как гражданское оружие. Предохранителя нет, поэтому принцип действия "выхватил и стреляй". Пока Мария выхватывает и стреляет только в специальном тире, набивая руку в надежде на разрешение законно владеть таким стволом для самообороны.
"Естественно, оружие всегда применяется в крайнем случае. Более того, согласно мировой статистике, более 80% случаев заканчивается просто демонстрацией оружия, то есть нападающий понимает, что человек может выстрелить, и в общем-то прекращает свое нападение, потому что никто не хочет быть убитым", - говорит федеральный координатор движения "Право на оружие" Мария Бутина.
На подготовку гражданского стрелка на Западе отводят примерно 8 часов и теории и практики. Требования по меткости весьма размыты. Главное попасть, желательно не в голову.
Депутат Госдумы Ирина Яровая из пистолета стреляла, но как сама признается, не понравилось. Более того, навыки владения оружием считает для жизни бесполезными. Сейчас она обдумывает поправки к закону, которые должны максимально ужесточить правила получения травматического или как его называют "нелетального" оружия.
"Чтобы в обществе обеспечить безопасность, нужно не вооружать население, а разоружать. Нужно максимально снимать порог насилия, порог агрессивного отношения. Идти по пути вооружения, это значит создать новые угрозы, новые опасности и риски", - считает глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Ирина Яровая.
Статистика случаев хулиганской стрельбы из травматики только подтверждает ее опасения: оружие само по себе провокативно и когда оно оказывается в руках, то непременно рано или поздно выстрелит. А стреляют в России немало. По поводу и без.
В поселке Лобва играли два дошкольника. 6-летний Андрей заигрался и из отцовского ружья выстрелил в своего соседа, 4-летнего Ваню.
"Выстрел дробью. Прямо в сердце. Был веселый, общительный. Народу на похоронах было много. Жалели его многие", - говорит отец Иван Кокунько.
А в Москве под обстрелом оказалась детская площадка. 36-летний мужчина палил из травматики и охотничьего карабина. Разрешения на стволы у него были.
"Пули отскакивали от железок, от машин, от всего. Женщина убежала с коляской. Чуть об коляску не долбануло. Она ее успела вовремя выкрутить", - рассказывает очевидица.
Пьяный стрелок объяснил, что выстрелами лишь пытался призвать соседей к тишине. Его хоть смогли найти, а вот владельцев пневматики разыскать сложно. Продают стволы без лицензии, по паспорту. В Московском дворе на линии огня оказалась 4-летняя девочка. Скорая увезла ее с ранением головы.
"Повезло девочке очень сильно, поскольку плюс минус 2 сантиметра, девочка могла остаться без зрения", - говорит врач.
За один только летний месяц в Москве расстреляли сотни автобусов. Стальными шариками били то ли из пневматики, то ли из рогатки. И помимо этих случаев масса примеров, когда стрельба из травматики заканчивалась скамьей подсудимых.
Сенатора Торшина называют главным инициатором легализации короткоствольного нарезного оружия. Эту идею он поддерживает не первый год. Даже стал пожизненным членом национальной стрелковой ассоциации США. Стрелять умеет и любит. И считает, что соотечественники уже готовы к ношению боевого оружия.
"Речь идет о законопослушных гражданах, которые уже встали на ноги и для которых актуален вопрос защиты себя, своей семьи, своей собственности и так далее. Может получится так, что хорошо, грамотно сработавшие полицейский, который со всех ног бежит тебя спасать, приедет только констатировать смерть. Может он потом и поймает этого преступника, посадит его в конце концов, тебе это будет уже как-то безразлично", - считает вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
По его мнению, прежде чем позволить, нужно серьезно ужесточить разрешительную систему, вплоть до психиатрической и наркологической экспертизы в специальных лицензионных центрах. А опасения пьяных перестрелок, на взгляд сенатора, беспочвенны. В винодельческих странах Молдавии и Грузии, где оружие разрешено, никакого всплеска стрельбы из-за алкоголя не отмечено. Впрочем, у отечественных психиатров другое мнение о тайных наклонностях россиян.
"Мы еще очень агрессивная сейчас публика. То есть просто наш индекс агрессивности выше, чем индекс агрессивности жителей западноевропейских стран", - отмечает заведующий Кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Еникилопов.
Тем не менее, игнорировать ситуации, когда оружие спасло кому-то жизнь, противники легализации не могут. Николаю Митрохину ружье помогало дважды. Первый раз задержать грабителей, второй, отбить у бандитов человека, которого те, привязав к машине, таскали по земле.
"Есть правила хранения и ношения оружия и мы соблюдаем, но когда есть угроза тебе, твоим близким, конечно, ни один гражданин не будет думать, что есть правила, он будет думать, чтобы защитить себя, семью, товарищей, соседей", - считает фермер Николай Митрохин.
И после обоих случаев Николай рисковал оказаться в тюрьме, лишь потому, что суды пределы самообороны трактуют весьма вольно. Судебная практика показывает, что владелец оружия сперва должен реально пострадать, прежде чем относительно законно и без последствий для себя выстрелить.
"Надо разрешить лицензированную продажу короткостволок. Не для того, чтобы все отстреливались, очень многие оппоненты говорят: Вы же не успеете даже выстрелить, дело не в этом, а в том, что преступник не будет знать, у вас есть оружие или нет, он не будет знать, успеете ли вы его вынуть, или нет, и рисковать он не станет", - говорит Полномочный представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах Михаил Барщевский.
В качестве позитивного примера часто приводят США. Преступность снизилась, а личная безопасность подросла. Это с одной стороны. А с другой, регулярные бойни, которые устраивают в общественных местах владельцы пистолетов. На премьера кинофильма в пригороде Денвера 24-летний Джеймс Холмс начал расстреливать зрителей прямо в кинозале. В результате, 14 человек были убиты и больше 50 ранены. Но и это еще не все. США уверенно лидируют по количеству самоубийств с помощью именно огнестрельного оружия.
"Мы сейчас, как известно, между первым и вторым местом в мире по самоубийствам. И нам вот только еще одного инструмента для самоубийства не хватает. Дети будут прыгать не с 16-го этажа, а стрелять друг в друга. Вот ты первый, я второй", - считает заведующий Кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Еникилопов.
В каждом городе России сотрудникам ГАИ, не говоря об оперативниках, омоновцах, бойцах СОБРа доводится открывать огонь. И хотя законом это допускается, неминуемое служебное расследование о правомочности стрельбы очень многих полицейских вынуждает в другой раз призадуматься, а стоит ли доставать ствол.
Но если у полицейского есть право применить оружие, то частного стрелка может выручить лишь статья о самообороне. Вот только доказать реальность угрозы порой невозможно, а если не стрелять в реально опасной ситуации, рискуя попасть за решетку, то зачем тогда пистолет нужен?