Закон о дачной амнистии может быть ужесточён после истории со сносом жилой 5-этажки в Подмосковье
Массовый характер многоквартирное строительство на дачных участках в последние годы приобрело по всей стране. И всё больше людей, решивших сэкономить, рискуют оказаться на улице.
У дачницы Антонины Быстровой этим летом главная борьба шла не за урожаи - за свою жизнь. Она чудом не сгорела в собственном доме. Поджигали его трижды, бесчисленное количество раз обливали краской и били стекла. Дачница прекрасно знает, откуда летят камни в ее огород.
На все угрозы отвечает исками. Свои претензии к новым соседям пенсионерка подробно описывает в каждом заявлении. На дачный дом совсем не похож. По меркам поселка – многоэтажка, площадь которой две с половиной тысячи квадратов. На них разместились ровно 18 квартир.
Говорить и показывать новоселы готовы сколько угодно. Главное - убедить гостей, что здесь жить можно, да и дом появился на карте Московской области на законных основаниях. В этом споре их главные оппоненты не столько соседи, сколько чиновники.
"Суд говорит: "Мы не можем на фундаменте определить, является ли дом многоквартирным". Нужно дом построить, разделить квартиры, выйдет эксперт и определит - дом многоквартирный", - говорит министр по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью правительства Московской области Александр Коган.
Многоквартирные дома на месте садов и огородов начали появляться, как только в России объявили дачную амнистию. С 2007 года в стране действует упрощенный порядок оформления земель и строительства частных домов. Если в нем не больше трех этажей, а площадь не превышает 1500 квадратных метров, то достаточно представить план будущего сооружения контролерам и можно строить.
Так поступили сотни тысяч россиян, но ситуацией воспользовались не только они. Пока действует амнистия, только в Московской области, например, успели возвести около 150 домов, которые не похожи на объекты индивидуальной жилищной застройки.
Новостройка в Подмосковье. Рекламные брошюры обещали покупателям квартир жизнь как на картинке. Дом построен на века, возле него вместительная парковка и потрясающий вид из окон, озеро рядом. Но рекламщики лукавили. Реалии таковы, что на пятачке перед домом едва разместится пара машин, да и озера не видно. Вместо него забор, за которым соседская дача.
На эту стройплощадку контролеры не приходили ни разу. Не положено. На бумаге собственник участка строит дом для себя. Распродает в нем не квартиры, а доли. Доля новоселов незавидна. К зданию не подключены ни свет, ни водопровод, ни канализация. Во всем поселке в принципе нет коммуникаций. Но обладатели квартир верят - все наладится.
"У меня есть технические условия на подключение воды и канализации к этому дому. Мы цивилизацию несем в этот поселок", - заявила председатель ТСЖ Светлана Чижма.
Им придется дом привести в соответствие нормативам, иначе его признают непригодным для проживания, а значит, снесут. Впрочем, чтобы выстоять, собственникам нужно еще и заручиться поддержкой соседей на публичных слушаниях. А они двумя руками против.
Как и кто строил дом видно невооруженным глазом. Потолок тонкий настолько, что не выдерживает собственного веса. Просел, трещит по швам и вот-вот рухнет.
"Вход должен был быть с этой стороны, а рабочие сделали его на ту сторону. Перепутали. Проекта нет", - говорит староста поселка Валентин Тамбовский.
В соседней Ивановской области жильцы довольны своим новым домом. Доли здесь выкупали в основном молодые семьи. "Во-первых, стоимость. Во-вторых, место хорошее", - говорит Александр Задоев.
Но сколько им здесь жить осталось - не ясно. Администрация поселения теперь считает постройку незаконной и уже инициировала ее снос. Собственники боятся - их может постигнуть та же участь, что и жителей подмосковных Вешек, чей дом недавно разрушили до основания.
Гадают, кого винить в том, что оказались на улице. Ведь перед покупкой квартир и с юристами консультировались, да и в органах госрегистрации не возникло вопросов, когда оформляли право собственности.
Между тем чиновники уже заговорили о возможных изменениях в законе о дачной амнистии. Они предлагают ужесточить контроль за стройками на поселковых землях. Проверять будут каждый дом площадью больше 500 квадратных метров вместо нынешних 1500.