Реставрация набережных началась в Северной столице
Вода камень точит. В этом убедились эксперты, когда обследовали состояние исторических набережных Санкт-Петербурга. Годы и волны не пощадили гранитные плиты, которые защищают берега Невы, Фонтанки и каналов ещё со времён Екатерины Великой. Если их не укрепить, то под угрозой окажутся самые ценные исторические здания Северной столицы.
Ежегодно в Петербург приезжают все больше туристов. Те, кто был здесь лет пять назад, нынешний город не узнают: в историческом центре открыты пешеходные улицы, фасады зданий обновлены, восстанавливают скульптуры на крышах музеев. В этом году, после долгой реставрации, открыли, Летний сад. Теперь в нем бьют фонтаны Екатерининской эпохи. Их нашли археологи под трехсотлетним слоем земли.
"Это фонтан по проекту Растрелли. Растрелли сам нарисовал, и в свое время он здесь был. А когда в 1770 году это все смыло, не стали восстанавливать", - сообщил заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Владимир Баженов.
Но главная достопримечательность Петербурга - его реки и каналы, одетые в гранит, с ажурными решетками, изысканными фонарями, Все это уникальный историко-архитектурный комплекс. Но мало кто знает, что знаменитые набережные в опасности. В последние годы это стало особенно очевидно.
Самый многострадальный - канал Грибоедова - обрушался дважды: в аномальную жару 2010-го и весной нынешнего года. Причем оба раза вслед за гранитными плитами в воду уходили перила, куски тротуара и проезжей части.
До середины XVIII века набережные Петербурга укрепляли бревнами. Нестойкий материал меняли почти каждую навигацию. О тех временах напоминают деревянные основания. Облицовывать берега в гранит стали при Екатерине II. Казалось, что ремонтировать камень уже не потребуется.
Но даже гранит оказался не вечным. Во время реставрации той самой, рухнувшей в 2010-м части канала Грибоедова, выяснилось, что каменную стену почти полностью источили волны от проходящих мимо катеров и теплоходов.
"Вот сваи деревянные, лиственничной породы. А над ними - лежни. А над лежнями - бутовая кладка, которая уже ушла. Разрушились они, уходят в воду", - поясняет начальник строительства Акоп Абгарян.
За последние 20 лет интенсивность движения по рекам и каналам увеличилась прочти втрое. Волны выбивают швы, заливают крепления, а зимой лед просто выталкивает плиты. В результате, около полукилометра набережных в историческом центре требуют безотлагательного ремонта.
"500 метров у нас в аварийном состоянии. А ремонтируется у нас сегодня этот и еще ниже по течению участок", - сообщил главный инженер ГУП "Мостотрест" Александр Белов.
Сегодня на месте обрушения гранитные плиты выглядят, как будто их только что отполировали. На самом деле - это полутора вековой камень. Его почистили, вернули на место и воспроизвели в точности даже линии швов. Восстановили каменные тумбы, тротуары, фонари. Однако реставрация нескольких сотен метров набережных проблемы не решит, ведь общая протяженность гранитных берегов в Петербурге 156 км.
"Это вопрос безопасности. Потому что, если поплывут набережные, поедут дороги, за ними уже и дома. Есть целый комплекс проблем, которые необходимо, к сожалению, решать в самое ближайшее время", - сказал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Знаменитый Большой драматический театр имени Товстоногова стоит в десяти метрах от реки Фонтанки. Сюда позвали строителей, потому что стены пошли трещинами. А оказалось, что в пространстве под сценой натекло целое подземное озеро. Река подмыла фундамент. И хотя сегодня здесь идет масштабная реконструкция, ремонтировать здание без укрепления берега - просто бессмысленно. Вот почему в городе начали разрабатывать план "Комплексной реконструкции набережных". Внести свои предложения в эту программу может каждый горожанин.
"Чтобы этот процесс не был каким-то кулуарным, не вызывал ни у кого недопонимания, мы должны всем петербуржцам рассказывать о том, что мы хотим сделать, чтобы привести их в надлежащий вид", - сообщил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Сегодня восстановление набережных идет за счет городского бюджета. Но интерес к проекту проявляют и частные инвесторы. Некоторые владельцы прогулочных судов уже выразили желание отремонтировать часть набережных в обмен на разрешение установить там свои причалы. А значит, со временем прогулки по рекам и каналам Петербурга станут намного привлекательнее.