История авиации — не только самолеты и блестящие конструкторы, но и пилоты
Многие фигуры высшего пилотажа, которыми так восхищаются зрители и которые в реальном бою могут решить исход сражения, придумали именно отечественные асы.
"Кобра Пугачева" в небе. Изобразить такую фигуру способны лишь те, кто сидит за штурвалами самолетов Су и МиГ. Машина резко задирает нос. Угол атаки будет разным в зависимости от типа истребителя. Су-37 можно опрокинуть хоть на 180 градусов.
"Получили маневр достаточно эффективный для оборонительной ситуации. А атакующий он стал за счет быстрого разворота - самолет за 3 секунды разворачивался на угол порядка 120 градусов - можно развернуться в сторону противника и сделать пуск ракет в его сторону", - поясняет заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Виктор Пугачев.
Он, как никто другой, знает, о чем говорит. Виктор Пугачев первым показал широкой публике, на что способны русские истребители. Триумф отечественной техники на авиасалоне в Ле Бурже, конец 80-х годов. Советская делегация посчитала излишними подробности о том, что "Кобра" появилась случайно, на летных испытаниях, за несколько месяцев до авиасалона. Да и самолетом тогда управлял совсем другой человек - Игорь Волк. Он тестировал истребитель на устойчивость к штопору.
"Ангел-хранитель потащил руку к выключению системы улучшения устойчивости, и как только я взял ручку на себя, он выполнил то, что потом назовут "Коброй Пугачева". "Кобра Волка" - ну, что это такое?! Давай так: я – нарушитель, я выключил то, что не положено и, по большому счету, меня надо наказывать", - вспоминает заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Игорь Волк.
"Наказанием ему будет смерть", говорили между собой командиры Петра Нестерова: разве можно в воздухе перевернуть самолет? А он настаивал. Сутками сидел над чертежами и вместо стихов девушкам посвящал эпиграммы мертвой петле. Он так доверял своим расчетам, что назло скептикам даже не пристегнулся перед полетом. Оказался прав. К сиденью пилота прижала центробежная сила и Нестеров не вывалился из самолета.
Настоящий переворот в аэродинамике - самолеты с управляемым вектором тяги. Детище отечественных конструкторов. Например, истребитель Су-37. На нем летчик Евгений Фролов выполнил знаменитую "Чакру", своего рода воздушный кульбит. Машина разворачивается вокруг поперечной оси на 360 градусов. Очень похоже на мертвую петлю, только меньшего радиуса.
Если полет будет не показательный, а боевой, фигуры высшего пилотажа войдут в арсенал пилота. Курсантам в училищах в качестве наглядного примера приводят "Колокол Квочура". Самолет быстро набирает высоту, но в какой-то момент пилот, как в автомобиле, сбрасывает газ. Истребитель теряет скорость до полной остановки. Дальше начинается падение. До тех пор, пока пилот не решит, что машину можно вернуть в нормальный полет.
"Самолет зависает на какое-то время – значит, его локаторы теряют", - поясняет заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Квочур.
100 лет назад русские летчики, как дети, радовались - первый самолет поднялся в небо. Сегодня "железных птиц" приручили настолько, что они по воле пилота замирают в воздухе или взмывают выше облаков быстрее звука. Чего ждать от них в следующие 100 лет?