До открытия авиашоу в Жуковском, посвященного столетию ВВС, остался день
12 августа, там соберутся счастливые обладатели билетов на это грандиозное представление, к слову раздавали их устроители праздника бесплатно, через интернет. Но уже обычные репетиции собирали зрителей словно премьеры.
По свежему запаху краски, кажется, догадаться невозможно: этот Миг-3 почти 70 лет пролежал в болоте. Реставратор Владимир Бернс был одним из тех, кто оживил историю: подобрал вместо сгнивших деталей - новые.
"Очень повезло, что довольно длительно время после войны некоторые довоенные разработки, разработки военные, имеется в виду приборного хозяйства, использовались в других самолетах. Например, в самолете Ан-2. Поэтому нам не пришлось противоречить истории", - говорит авиареставратор Владимир Бернс.
Они кропотливо собирали самолет три года, ни на минуту не забывая о деталях его последнего боя. Прикрывая командира эскадрильи, наш Миг-3 был подбит Мессершмитом в 1941 году. Как он задымил и упал за лесом, видели другие участники схватки. О переживаниях незнакомого летчика-героя Владимир Барсук во время сегодняшнего полета просто не мог не думать.
"Мне как любому летчику, волнительно и пилотировать его и находиться в нем. Думать, как он последние минуты переживал именно в этой кабине. Все это, конечно же, накладывает отпечаток и ответственности и такого трепетного отношения к этим машинам", - говорит летчик-испытатель Владимир Барсук.
Столько ретро-самолетов в одном месте еще не собиралось. Уникальное авиашоу приурочено к столетию ВВС. И на его генеральной репетиции уже сотни зрителей. Готовят ко взлету лучший истребитель середины 30-х И-15-бис, разумеется, демонстрационный вариант.
Рядом учебная версия И-15-бис. Самолет ДИТ. Таких успели построить всего три штуки. И все были уничтожены на земле, в самом начале войны. Этот - четвертый, восстановлен по чертежам.
Советский учебно-тренировочный Як-11. В середине 60-х их сняли с производства, и несколько машин, в том числе и эту, отправили в Египет. Оттуда в начале 90-х самолет вывез французский коллекционер. И вот, спустя почти полвека, эта ласточка сама проделала путь домой, из Парижа в Москву летела с остановками трое суток.
Когда в небе над Жуковским раздается стрекотание, все будто замирает. Знаменитые По-2 в солнечном небе неспешно обгоняют друг друга. На таких летали в войну наши летчицы, прозванные немцами "ночными ведьмами". Уже после полета летчик Александр Курылев признается: этот самолет для него ни с чем не сравним.
"Самолет прекрасен тем, что позволяет побывать в той истории 20-30-х годов и понять, что ощущали летчики тех времен. Открытая кабина, тихоходный. Летишь и наслаждаешься воздушным мотоциклом", - отмечает летчик-испытатель Александр Курылев.
Они будто по команде достают фотоаппараты, когда взлетает Миг-29, истребитель четвертого поколения, сверхманевреный, служит ВВС России и еще 27 стран. Его боевой товарищ - Су-27, способный летать при любых погодных условиях и продолжающий удивлять на авиашоу фигурами высшего пилотажа.
Ту-95 МС, бомбардировщик-ракетоносец. Действующий самолет на выходные стал выставочным. Рассмотреть в деталях можно и Ту-160 "Белый лебедь", в полете и, правда, напоминающий птицу. Впрочем, техник Михаил Бондарь даже на выставке не отходит от машины. Боевой самолет должен быть готов к вылету в любую минуту, даже если он участник праздника ВВС.
"Самолет - это как живой организм. И иногда даже гладишь его. Надо уметь договариваться с техникой, уметь ее эксплуатировать", - говорит инженер авиационного комплекса ТУ-160 Михаил Бондарь.
Самолет Т-50, наш первый истребитель пятого поколения. Сверхскоростной, неуловимый - буквально - его не видят радары. Ожидается, что его полет завершит юбилейное авиашоу в выходные.