Не стало великого режиссера Петра Фоменко
Сегодня не стало Петра Фоменко, театрального режиссера, талант и энергия которого воплотились в десятки удивительных спектаклей на сценах нескольких стран. Ему было 80, юбилей совсем недавно он встретил, мечтая о новой постановке.
Он ушел ровно в тот момент, когда вся театральная Москва между сезонами привычно погружается в тишину, а почти все его ученики и коллеги далеко от дома. Петр Фоменко никогда не любил лишней шумихи вокруг своей персоны. Крайне редко давал интервью, ни слова о себе - все только по делу. А во время дней рождения, вообще, как будто растворялся в новых творческих идеях.
Он до самого последнего дня руководил одним из лучших театров столицы, названным Мастерской его имени, и постоянно вдохновлял всех, кто был рядом. А совсем недавно, 13 июля, отметил 80-летний юбилей. И в театре, как всегда, признавались ему в любви, называя привычно и просто - Фомой.
"Он такой масштаб, что в слова он не умещается! Это явление природы, это стихия, непредсказуемая!" - говорит заслуженная артистка России Полина Кутепова.
В спектакле "Одна абсолютно счастливая деревня", на который уже в новом сезоне невозможно достать билеты, Петр Фоменко отчаянно стремился соединить подлинную жизнь и фантазию, ведь рассказ о родной земле, по его убеждению, должен звучать не как проза, а словно песня. Его при жизни называли гением театральной режиссуры и педагогики.
Геннадий Хазанов вспоминает, что в 1962 году Петр Фоменко приходил на его выступления в студенческой самодеятельности, чтобы "вселить надежду, что ему не всю жизнь придется заниматься инженерно-строительными науками".
Он создал больше 60 спектаклей в театрах Москвы, Петербурга, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа. На знаменитой сцене "Камеди Франсез" Петр Фоменко всего за месяц воплотил свою полувековую мечту - поставил "Лес" Островского.
Во время напряженных репетиций потерял или разбил 10 очков. А после премьеры шутил, что третий проклятый вопрос русской интеллигенции оказался самым для него понятным: что делать, кто виноват и где мои очки.
Фоменко всему остальному предпочитал ставить русскую классику, а его театр называют одним из последних островков русского психологического театра.
"У него столько было занятных, славных, смешных мизансцен, таких находок и таких придумок, - рассказывает народная артистка России Светлана Немоляева, - я потом в каких-то спектаклях в Питере, в Москве видела, что эти режиссерские находки потом возникали в других спектаклях, незаметно, украдкой взятые оттуда".
Фоменко и в кино умел рассказать о чужой трагедии до зрительских мурашек. Фильм "На всю оставшуюся жизнь", снятый к 30-летию Победы поражает тем, как тонко и правдоподобно режиссеру, для которого война была лишь детским воспоминанием, удалось передать все ее самые страшные ощущения.
Еще учась в школе-студии МХАТ, он пытался доказать всем вокруг, что театр существует вопреки, а сам он непременно еще перевернет мир. Его вспоминают как хулигана и мечтателя, который мог влезть на дерево и грызть кору, изображая зайчика, или расставить на презжей части посреди нынешней Тверской аптечные пузырьки, якобы собирая пробы воздуха.
Петр Наумович был убежден, что научить режиссуре нельзя, а можно лишь сохранить и приумножить те качества, которые уже есть в человеке от природы. Валентин Гафт сказал как-то, что Фоменко мог бы поставить спектакль даже по телефонной книге - не потому, что там фамилии, имена, отчества и адреса, а живые люди: больные и здоровые, влюбленные и счастливые, самоубийцы и возвращенные в жизнь.
Он был мрачнее тучи, когда его театр скитался по разным залам, но с фоменковской упертостью много лет продолжал биться в закрытые двери, обивал пороги и создавал великие спектакли, пока, наконец, не получил свой собственный театральный дом. И в этот день Петр Фоменко казался самым счастливым человеком.
Буквально накануне, несмотря на проблемы со здоровьем, он был весь в творческих планах и мечтал создать новый спектакль, который, как и все его остальные, поведал бы зрителям нечто удивительное и щемящее о простом человеческом счастье.
Соболезнования родным, коллегам и друзьям Петра Фоменко выразил Владимир Путин. Он отметил, что Петра Наумовича запомнят как признанного Мастера, человека поистине уникального дарования и огромной творческой энергии.
Дмитрий Медведев в телеграмме соболезнований назвал Петра Фоменко "творцом по призванию", который "не боялся экспериментировать" и был "созвучен времени".
Прощание с выдающимся режиссером состоится в субботу, 11 августа, в его театре на набережной Тараса Шевченко.