Скончался знаменитый режиссер Петр Фоменко
Он интересовался искусством в самом широком смысле. Окончил гнесинскую школу, потом – музыкальное училище по классу "скрипки", филфак пединститута и наконец - режиссерский факультет ГИТИСа. В итоге Петр Наумович посвятил себя театру и создал десятки спектаклей на сценах нескольких стран. Ему было 80.
Он ушел ровно в тот момент, когда вся театральная Москва между сезонами привычно погружается в тишину, а почти все его ученики и коллеги далеко от дома. Петр Фоменко никогда не любил лишней шумихи вокруг своей персоны. Крайне редко давал интервью, ни слова о себе - все только по делу. А во время юбилеев вообще как будто растворялся в новых творческих идеях.
Он до самого последнего дня руководил одним из лучших театров столицы, названным Мастерской его имени, и постоянно вдохновлял всех, кто был рядом. Так, вспоминает Геннадий Хазанов, в 1962 году Петр Фоменко приходил на его выступления в студенческой самодеятельности, чтобы "вселить в него надежду, что ему не всю жизнь придется заниматься инженерно-строительными науками".
В спектакле "Одна абсолютно счастливая деревня", на который уже в новом сезоне невозможно достать билеты, Петр Фоменко отчаянно стремился соединить подлинную жизнь и фантазию, ведь рассказ о родной земле, по его убеждению, должен звучать не как проза, а словно песня. Его при жизни называли гением театральной режиссуры и педагогики. 4 курса учеников, многие из них, как, например, Сергей Женовач и Миндаугас Карбаускис, сегодня успешно руководят театрами.
Он создал больше 60 спектаклей в театрах Москвы, Петербурга, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа. На знаменитой сцене "Камеди Франсез" Петр Фоменко всего за месяц воплотил свою полувековую мечту - поставил "Лес" Островского. Во время напряженных репетиций потерял или разбил 10 очков. А после премьеры шутил, что третий проклятый вопрос русской интеллигенции оказался самым для него понятным: что делать, кто виноват и где мои очки.
Фоменко всему остальному предпочитал ставить русскую классику, а его театр называют одним из последних островков русского психологического театра.
Фоменко и в кино умел рассказать о чужой трагедии до зрительских мурашек. Фильм "На всю оставшуюся жизнь", снятый к 30-летию Победы, поражает тем, как тонко и правдоподобно режиссеру, для которого война была лишь детским воспоминанием, удалось передать все ее самые страшные ощущения.
Еще учась в школе-студии МХАТ, он пытался доказать всем вокруг, что театр существует вопреки, а сам он непременно еще перевернет мир. Его вспоминают как жуткого хулигана и мечтателя, который мог влезть на дерево и грызть кору, изображая зайчика, или расставить на проезжей части посреди нынешней Тверской аптечные пузырьки, якобы собирая пробы воздуха.
Петр Наумович был убежден, что научить режиссуре нельзя, а можно лишь сохранить и приумножить те качества, которые уже есть в человеке от природы. Валентин Гафт сказал как-то, что Фоменко мог бы поставить спектакль даже по телефонной книге не потому, что там фамилии, имена, отчества и адреса, а живые люди: больные и здоровые, влюбленные и счастливые, самоубийцы и возвращенные в жизнь.
Совсем недавно, 13 июля, Петр Фоменко отметил 80-летний юбилей. И в театре, как всегда, признавались ему в любви, называя привычно и просто - Фомой. Он готовил новый спектакль, который, как и все его остальные, поведал бы зрителям нечто удивительное и щемящее о простом человеческом счастье.
Соболезнования родным, коллегам и друзьям Петра Фоменко уже выразил Президент России. Владимир Путин отметил, что Петр Наумович "останется в нашей памяти признанным Мастером, человеком поистине уникального дарования и огромной творческой энергии".
Прощание с Петром Фоменко состоится в субботу, 11 августа, в его театре на набережной Тараса Шевченко.