Ушел из жизни легендарный Петр Фоменко, совсем недавно отпраздновавший 80-летие
Не стало человека, которого называют не иначе как Мастером. Полвека, отданные театру, десятки блестящих спектаклей, аншлаги, многочисленные награды, воспитанные им несколько поколений учеников - актеров и режиссеров. Петр Наумович был национальным достоянием. Его сравнивали с явлением природы. Он, как стихия, - был всегда непредсказуем как в работе, так и в жизни.
Он ушел ровно в тот момент, когда вся театральная Москва между сезонами привычно погружается в тишину, а почти все его ученики и коллеги далеко от дома. Петр Фоменко никогда не любил лишней шумихи вокруг своей персоны. Крайне редко давал интервью, ни слова о себе - все только по делу. А во время юбилеев, вообще, как будто растворялся в новых творческих идеях. Он до самого последнего дня руководил одним из лучших театров столицы, названным Мастерской его имени, и постоянно вдохновлял всех, кто был рядом.
В спектакле "Одна абсолютно счастливая деревня", на который уже в новом сезоне невозможно достать билеты, Петр Фоменко отчаянно стремился соединить подлинную жизнь и фантазию, ведь рассказ о родной земле, по его убеждению, должен звучать не как проза, а словно песня. Его при жизни называли гением театральной режиссуры и педагогики. 4 курса учеников, многие из них, как, например, Сергей Женовач и Миндаугас Карбаускис, сегодня успешно руководят театрами.
Он создал больше 60 спектаклей в театрах Москвы, Петербурга, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа. На знаменитой сцене "Камеди Франсез" Петр Фоменко всего за месяц воплотил свою полувековую мечту - поставил "Лес" Островского. Во время напряженных репетиций потерял или разбил 10 очков. А после премьеры шутил, что третий проклятый вопрос русской интеллигенции оказался самым для него понятным: что делать, кто виноват и где мои очки.
Фоменко всему остальному предпочитал ставить русскую классику, а его театр называют одним из последних островков русского психологического театра. Но и в кино он умел рассказать о войне до зрительских мурашек. Фильм "На всю оставшуюся жизнь", снятый Петром Фоменко к 30-летию Победы, поражает тем, как тонко и правдоподобно удалось ему передать все страшные ощущения кровавой войны.
Еще учась в школе-студии МХАТ, он пытался доказать всем вокруг, что театр существует вопреки, а сам он непременно еще перевернет мир. Его вспоминают как жуткого хулигана и мечтателя, который мог влезть на дерево и грызть кору, изображая зайчика, или расставить на проезжей части аптечные пузырьки, якобы собирая пробы воздуха.
Петр Наумович был убежден, что научить режиссуре нельзя, а можно лишь сохранить и приумножить те качества, которые уже есть вы человеке от природы. Валентин Гафт сказал как-то, что Фоменко мог бы поставить спектакль даже по телефонной книге не потому, что там фамилии, имена, отчества и адреса, а живые люди - больные, здоровые, влюбленные и счастливые.
Совсем недавно, 13 июля Петр Фоменко отметил 80-летний юбилей. И в театре, как всегда, признавались ему в любви, называя привычно и просто Фомой. Но сегодня, когда сердце Мастера остановилось, все лучшие слова, которые он говорил про других, звучат будто бы про него самого.
Соболезнования в связи с кончиной Петра Фоменко его родным, коллегам и друзьям выразил Владимир Путин. Президент отметил, что с уходом Петра Наумовича - одного из выдающихся деятелей отечественного и мирового театрального искусства - наша культура понесла огромную, невосполнимую потерю. Но он навсегда останется в памяти людей признанным Мастером, человеком поистине уникального дарования и огромной творческой энергии - говорится в телеграмме главы государства.