Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное проблемам железнодорожных перевозок
Глава Правительства побывал в Омске, и итоги поездки подводили уже в пути. В поездку по Транссибу председатель Правительства отправился из Омска, где накануне, 5 августа, поздравил работников магистрали с профессиональным праздником.
Совещание по важнейшей для экономики теме – "Тарифы на железнодорожном транспорте" - прошло, как заметил Премьер, в правильном месте - в вагоне пассажирского поезда под стук колес.
Стоимость перевозок по стальному пути регулирует государство. Ранее планировалось, что в 2013 году железнодорожные тарифы вырастут на 5,5%. Но такой рост, как выяснило Минэкономразвития, сделает отрасль убыточной. Новая цифра на 2013 год - индексация тарифов на 7%.
"Тарифы должны обеспечивать безубыточную работу железных дорог, с одной стороны, и способствовать их дальнейшему развитию, с другой стороны. Соответствующую методику формирования экономически обоснованного уровня затрат мы должны будем скорректировать уже в самое ближайшее время. Поэтому одно из моих первых поручений Минэкономразвитию - создать эту методику, доработать ее и внести для рассмотрения в Правительство нашей страны", - заявил Дмитрий Медведев.
Впрочем, лишь увеличение тарифа не решит главных задач, которые стоят перед железнодорожниками - дальнейшее развитие магистрального пути и модернизация подвижного состава. По словам Медведева, уже через 3 года объем грузоперевозок может увеличиться на 20%. Однако существующая дорожная инфраструктура не готова принять возрастающий поток грузов. Уже сейчас на магистралях, как выразился Премьер, есть "узкие места". Их общая длина 6 тысяч километров. И ликвидация таких проблемных участков - основная задача на ближайшее время. Решить ее можно, пересмотрев структуру инвестиционного бюджета компании. И здесь необходима помощь государства.
"В этом инвестиционном бюджете отсутствует высокоскоростное движение, в этом инвестиционном бюджете отсутствуют задачи по выполнению обязательств нашей заявочной книги по чемпионату мира по футболу, и мы говорим только о перспективах сохранения сети, как она есть сегодня, без увеличения узких мест и просроченных километров и говорим о минимальной поддержке", - сказал президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
"Нам нужны, может быть, не сверхъестественные, но, в целом, новые идеи о том, откуда деньги брать. Мы понимаем, что мы уперлись в довольно сложную ситуацию: у нас есть бюджетные ограничения, есть бюджетное правило, которым мы себя связали, у нас есть текущая макроэкономическая ситуация и ситуация в мировых финансах; и в то же время мы понимаем, что мы не можем обойтись без дополнительных источников развития. Очевидно, что РЖД нужны большие средства, чем те, что они получают за счет облигационных займов сегодня. Это не 30 миллиардов рублей и не миллиард долларов, это куда более существенные суммы с учетом масштабов нашей страны", - сообщил Дмитрий Медведев.
Как вариант - выпуск "Российскими железными дорогами" облигаций под государственные гарантии. Также в качестве "длинных денег" предлагается использовать средства Фонда национального благосостояния. Дмитрий Медведев эти идеи поддержал.
Еще одна важная тема, которая была затронута на совещании - пригородные пассажирские перевозки. Сейчас это направление считается убыточным. Пока не решено, кто будет компенсировать затраты - регионы или отрасль. Чтобы избежать резкого роста цен на билеты, Медведев потребовал представить ему предложения по развитию пригородных перевозок.