Нелегальные такси продолжают работать по старой схеме
Более 18 тысяч лицензий на работу такси выдано в Москве за последнее время. Аналогично и в других городах - число водителей, которые стремятся узаконить заработок частным извозом, выросло. Сегодня ровно месяц как действуют новые правила, согласно которым нелегалов ждут крупные штрафы, изъятие машины. Многие впрочем, не смотря на это, не спешат выйти из тени.
Примерно 50 тысяч нелегальных такси выходят на дороги Москвы каждый день. По статистике, на одного законного таксиста со всеми необходимыми документами и разрешениями приходится от пяти до шести нелегалов. Стоя на обочине, даже руку понимать не нужно: машины останавливаются сами. И почти каждая поездка начинается с крылатого вопроса московских бомбил: "Дорогу покажешь?"
Рынок нелегальных перевозок, как и любой черный рынок, предлагает услуги сомнительного качества по сходной цене. Дешево и сердито - это про них. До недавнего времени управы на нелегалов не было вообще никакой. Лишь с первого июля инспекторы получили право штрафовать тех, кто попался на незаконном извозе.
Поймать за руку частника сложно. Нодирбек Мусаев приехал из Узбекистана месяц назад. На чужой машине подвез девушку, как уверяет сам, абсолютно бескорыстно.
Почти все задержанные ведут эту нехитрую игру. Мол, никаких денег брать и не собирался. Нередко и пассажир вторит водителю, желая лишь одного - чтобы отпустили побыстрее.
"Многие, сами знаете, стереотип, не хотят связываться с этим. Ну, подъехал я и подъехал. Заплатил 200 рублей и мне хорошо", - отмечает начальник штаба отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Александр Саенко.
Пять тысяч рублей - для нелегала штраф ощутимый. Плюс инспекторы могут до уплаты штрафа вообще изъять машину у пойманного с поличным таксиста. Забирать ее придется со штрафстоянки. Если и это не поможет, нелегалов обещают начать массово привлекать за незаконное предпринимательство. А это совсем другие штрафы и ответственность вплоть до уголовной.
"Мы находимся в той стадии, когда мы призываем всех граждан, кто хочет заниматься этим видом бизнеса, прийти, официально получить разрешение", - отмечает начальник управления легковых таксомоторных перевозок Департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин.
Для того чтобы это сделать, нужно зарегистрироваться как предприниматель, установить таксометр и кассовый аппарат. Но его можно заменить бланками строгой отчетности. Большинство предпринимателей работают именно по этой схеме. При этом машина непременно должна быть собственной, никакие доверенности не подойдут. Мало кто из бомбил может все это себе позволить. Сами они относятся к нововведениям однозначно: мол, отбирают единственную возможность заработка.
"Пенсию дали 6400, выкинули весь стаж, а мне что делать? 3200 за квартиру и за три тысячи в месяц жить? Извините, тоже невозможно", - говорит таксист-нелегал Александр Донсков.
"Я потеряю эту работу и все, у меня ничего больше не будет", - отмечает таксист-нелегал Вадим Сергеев.
Однако те, кто уже вышел из подполья, резко меняют отношение к бывшим коллегам-бомбилам. И все громче призывают наводить порядок на рынке таксомоторных перевозок.
"Он сам себя поставил в какие-то рамки, ограничил. И тут же он видит людей, которые отнимают у него работу, отнимают кусок хлеба", - говорит председатель профсоюза таксистов Ярослав Щербинин.
Пассажир, как водится, голосует кошельком, часто пренебрегая комфортом и безопасностью. Он невольный союзник серого бизнеса во всяком случае пока. Поправки к закону о такси не могут, конечно, совсем убрать нелегалов с улиц, но потеснить их позиции на рынке вполне способны. Если нынешние темпы выдачи лицензий сохранятся, к концу года почти треть нелегального извоза станет работать по закону.