В Москве оборот рынка нелегальных таксомоторных перевозок составляет 1 млрд долларов в год
1 миллиард долларов в год. Именно столько, по данным главы Московского транспортного союза, зарабатывают нелегальные таксисты и это лишь в столице. Но берут они не качеством услуг, а количеством. Отдельно стоит вопрос безопасности. Но с 1-го июля каждый, кто согласился вас подвезти, должен, как минимум, быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, иметь лицензию, таксометр и кассовый аппарат, иначе штраф.
Примерно 50 тысяч нелегальных такси выходит на дороги Москвы каждый день. По статистике, на одного законного таксиста со всеми необходимыми документами и разрешениями приходится от пяти до шести нелегалов. Стоя на обочине, даже руку понимать не нужно: машины останавливаются сами. И почти каждая поездка начинается с крылатого вопроса московских бомбил: "Дорогу покажешь?"
Рынок нелегальных перевозок, как и любой черный рынок, предлагает услуги сомнительного качества по сходной цене. Дешево и сердито - это про них. До недавнего времени управы на нелегалов не было вообще никакой. Лишь с первого июля инспекторы получили право штрафовать тех, кто попался на незаконном извозе.
Поймать за руку частника сложно. Нодирбек Мусаев приехал из Узбекистана месяц назад. На чужой машине подвез девушку, как уверяет сам, абсолютно бескорыстно.
Почти все задержанные ведут эту нехитрую игру. Мол, никаких денег брать и не собирался. Нередко и пассажир вторит водителю, желая лишь одного - чтобы отпустили побыстрее.
"Многие, сами знаете, стереотип, не хотят связываться с этим. Ну, подъехал я и подъехал. Заплатил 200 рублей и мне хорошо", - отмечает начальник штаба отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Александр Саенко.
Гоняться за каждым из тысяч бомбил дело неблагодарное, признают в ГИБДД. Но других механизмов пока никто не придумал. Добросовестные и законопослушные есть. Но в конкурентной борьбе они с разгромным счетом проигрывают серому извозу. Делают отчисления в Пенсионный фонд, в соцстрах, платят налоги. Там, где легальный таксист просит триста рублей, бомбила прокатит и за сто.
"Он не проходит медицинский осмотр, это стоит денег. Он не проходит предрейсовый технический осмотр, это тоже стоит денег. Он не занимается подготовкой себя или водителя, повышением квалификации: знание Москвы, знание русского языка, психология общения с клиентом. За все это легальная транспортная компания платит. Вот на сумму всех этих вещей нелегал всегда будет работать дешевле на этом рынке, какое бы мы законодательство не применяли", - говорит исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.
Пять тысяч рублей - для нелегала штраф ощутимый. Плюс инспекторы могут до уплаты штрафа вообще изъять машину у пойманного с поличным таксиста. Забирать ее придется со штрафстоянки. Если и это не поможет, нелегалов обещают начать массово привлекать за незаконное предпринимательство. А это совсем другие штрафы и ответственность вплоть до уголовной.
"Мы находимся в той стадии, когда мы призываем всех граждан, кто хочет заниматься этим видом бизнеса, прийти, официально получить разрешение", - отмечает начальник управления легковых таксомоторных перевозок Департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин.
Для того чтобы это сделать, нужно зарегистрироваться как предприниматель, установить таксометр и кассовый аппарат. Мало кто из бомбил может все это себе позволить. Сами они относятся к нововведениям однозначно: мол, отбирают единственную возможность заработка.
"Пенсию дали 6400, выкинули весь стаж, а мне что делать? 3200 за квартиру и за три тысячи в месяц жить? Извините, тоже невозможно", - говорит таксист-нелегал Александр Донсков.
"Я потеряю эту работу и все, у меня ничего больше не будет", - отмечает таксист-нелегал Вадим Сергеев.
Однако те, кто уже вышел из подполья, резко меняют отношение к бывшим коллегам-бомбилам. И все громче призывают наводить порядок на рынке таксомоторных перевозок.
"Он сам себя поставил в какие-то рамки, ограничил. И тут же он видит людей, которые отнимают у него работу, отнимают кусок хлеба", - говорит председатель профсоюза таксистов Ярослав Щербинин.
Пассажир, как водится, голосует кошельком, часто пренебрегая комфортом и безопасностью. Он невольный союзник серого бизнеса во всяком случае пока. Поправки к закону о такси не могут, конечно, совсем убрать нелегалов с улиц, но потеснить их позиции на рынке вполне способны. Если нынешние темпы выдачи лицензий сохранятся, к концу года почти треть нелегального извоза станет работать по закону.