Миллиард долларов в год зарабатывают нелегальные таксисты в столице
Это данные главы Московского транспортного союза. Но берут нелегальные таксисты не качеством услуг, а количеством. Отдельно стоит вопрос безопасности. Но с 1 июля каждый, кто согласился Вас подвезти, должен, как минимум, быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, иметь лицензию, таксометр и кассовый аппарат. Иначе штраф.
Пятьдесят тысяч. Примерно столько нелегальных такси выходит на дороги Москвы каждый день. По статистике, на одного законного таксиста со всеми необходимыми документами и разрешениями приходится от пяти до шести нелегалов. Стоя на обочине, даже руку понимать не нужно: машины останавливаются сами. И почти каждая поездка начинается с крылатого вопроса московских бомбил - "Дорогу покажешь?"
Дешево и сердито - это про них. До недавнего времени управы на нелегалов не было вообще никакой. Лишь с первого июля инспекторы получили право штрафовать тех, кто попался на незаконном извозе.
Поймать за руку частника сложно. Нодирбек Мусаев приехал из Узбекистана месяц назад. На чужой машине подвез девушку, как уверяет сам - абсолютно бескорыстно.
Почти все задержанные ведут эту нехитрую игру. Мол, никаких денег брать и не собирался. Нередко и пассажир вторит водителю, желая лишь одного - чтобы отпустили побыстрее.
"Многие, сами знаете, не хотят связываться с этим. Ну, подъехал я и подъехал. Заплатил 200 рублей и мне хорошо", - отмечает начальник штаба отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Александр Саенко.
Пять тысяч рублей - для нелегала штраф ощутимый. Плюс инспекторы могут до уплаты штрафа вообще изъять машину у пойманного с поличным таксиста. Забирать ее придется со штрафстоянки. Если и это не поможет, нелегалов обещают начать массово привлекать за незаконное предпринимательство. А это совсем другие штрафы и ответственность вплоть до уголовной.
"Мы находимся в той стадии, когда мы призываем всех граждан, кто хочет заниматься этим видом бизнеса, прийти, официально получить разрешение", - говорит начальник управления легковых таксомоторных перевозок Департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин.
Для того, чтобы это сделать, нужно зарегистрироваться как предприниматель, установить таксометр и кассовый аппарат. Мало кто из бомбил может все это себе позволить. Сами они относятся к нововведениям однозначно: мол, отбирают единственную возможность заработка.
"Пенсию дали 6400, выкинули весь стаж, а мне что делать? Три двести за квартиру и за три тысячи в месяц жить? Извините, тоже невозможно", - сетует таксист-нелегал Александр Донсков.
"Я потеряю эту работу и все, у меня ничего больше не будет", - говорит таксист-нелегал Вадим Сергеев.
Однако те, кто уже вышел из подполья, резко меняют отношение к бывшим коллегам. И все громче призывают наводить порядок на рынке таксомоторных перевозок.
"То есть он сам себя поставил в какие-то рамки, ограничил. И тут же он видит людей, которые отнимают у него работу, отнимают кусок хлеба", - отмечает председатель профсоюза таксистов Ярослав Щербинин.
Пассажир, как водится, голосует кошельком, часто пренебрегая комфортом и безопасностью. Он невольный союзник серого бизнеса - во всяком случае, пока. Поправки к закону о такси не могут, конечно, совсем убрать нелегалов с улиц, но потеснить их позиции на рынке вполне способны. Если нынешние темпы выдачи лицензий сохранятся, к концу года почти треть нелегального извоза станет работать по закону.