О безопасности на речном транспорте в канун годовщины гибели «Булгарии»
Расследование обстоятельств катастрофы теплохода "Булгария" близится к завершению. 5 человек, которые считаются виновными, приступили к ознакомлению с материалами дела. Также стало известно о прекращении следствия в отношении погибших капитана и старшего механика судна.
Завтра, 10 июля - ровно год со дня крушения. Что изменилось за это время? Чему научила трагедия, которая унесла жизни 122 человек? Какие выводы были сделаны и насколько стали безопаснее для пассажиров речные круизы?
Круиз выходного дня. Ожидание праздника. Год назад в Казани все начиналось примерно так же. Из той поездки вернулись единицы. А от названия "Булгария" до сих пор веет холодом.
Насколько речные круизы безопасны теперь? Взгляд обычного пассажира, только дотошного, со скрытой камерой.
Путевка, улыбка, ключ от каюты. Намек директору круиза: мы новички. Сейчас начнет инструктаж, как в самолете. Не начнет… "Организационные собрания – только на длинных рейсах. Набирайтесь впечатлений. Короткие рейсы считаются пьяными рейсами. У нас много студентов, выпускников. Так что готовьтесь: у нас теплоход ходуном ходит", - объясняет директор круиза Мария.
Кама-река. В Перми к пассажирам обращаются по громкой связи, диктуют правила хорошего тона, а не инструкцию по выживанию. "Радио-няня" для взрослых. "Нельзя злоупотреблять спиртными напитками и создавать ситуации, угрожающие плаванию или жизни, здоровью и личному достоинству других пассажиров", - это все, что сообщили по громкой связи.
От Волги до Енисея. 5 круизных теплоходов. Ни на одном не сказали, как спасаться, если судно начнет тонуть или гореть. Максимум: ваши жилеты - в каюте.
Правила безопасности - в шкафу. На двух языках – на русском и английском. Но таким мелким шрифтом, что вряд ли кто-то будет их изучать от первого до последнего слова. Здесь написано, в том числе, и как надевать спасательный жилет. Похожую, но другую модель. Если человек будет пытаться надеть жилет самостоятельно в первый раз - понадобится изрядное количество времени.
Памятку пассажира не меняли лет 20. Нарисован спасательный пояс, сейчас таких почти не осталось. А жилет современный. Схема, как надевать. Ну, на грудь или на спину? Раз, два, три… "Булгария" затонула за 5 минут.
Показать пассажирам спасательные средства должны через час после начала круиза.
Шлюпки и плоты - все в штампах ежегодных проверок. Последняя – 2 месяца назад. Они выглядят навечно вросшими в палубу: столько слоев краски. Но состояние техники должны оценивать специалисты. Они проверили шлюпку, весла, фонарь, аптечку. Заявили: "все нормально".
Интересно, успеет ли команда за 5 минут, по нормативам, спустить шлюпки на воду. А главное - люди договориться, кто где сидит? Этому должны учить. Яркий пример: пассажиры просто сходят на берег на экскурсию. Пробка. А если авария и паника? Они доберутся по узким коридорам каждый до своей шлюпки? А если путь завален мешками с мусором.
Маленький ребенок один на палубе – ситуация обычная. По правилам, за детьми, прежде всего, должны следить родители.
Детские спасжилеты на судне "Козьма Минин" пришлось требовать, хотя их обязаны выдать, вместе с ключами от каюты.
Кстати, путевки летом нарасхват. После "Булгарии" спрос падал, а сейчас приезжают даже иностранцы.
Озеро Байкал. Круиз окончен. "Трап не нужен", – решила команда. Где русский перепрыгнул, немецкая туристка падает: ее чуть не раздавило между катером и причалом.
Корреспонденты Первого канала была на 5 главных реках. Везде - одно и то же. Катастрофа "Булгарии" - крупнейшая за десятки лет в России – похоже, мало что изменила. Туристам не докучают безопасностью, и они рады не отвлекаться от отдыха.