В Мурманской области поисковики подняли со дна озера самолет Ил-2, сбитый в 1943 году
Историю Великой Отечественной начали писать с первого дня войны, но до сих пор в ней много незаполненных страниц. В Мурманской области поисковики по крупицам восстановили один из эпизодов битвы за Заполярье. Они подняли со дна озера штурмовик Ил-2, сбитый в 1943-м году. Экипаж остался жив. Энтузиасты планируют восстановить самолёт и даже вернуть его в небо.
Первой из воды появляется кабина пилота и стрелка. Следом кран вытягивает из озера Кривое целый самолет - с хвостовой частью, крыльями и парой реактивных снарядов из боекомплекта. За подъемом самолета внимательнее всех наблюдает Евгения Скопинцева. О том, что это тот самый Ил-2 ее отца, она узнала несколько дней назад, когда водолазы отыскали бортовой номер затонувшего штурмовика.
"Когда начали поднимать самолет, у меня такое ощущение было, что слезы на глаза, комок к горлу. Я совершенно четко представила себе отца на борту этого самолета, как он поднимался туда в шлемофоне", - сказала Евгения Скопинцева.
Тем ноябрьским вечером 43-го в Заполярье Валентин Скопинцев летел бомбить немецкий аэродром. Но фашисты оказали жесточайшее сопротивление и с земли, и с воздуха. Советские штурмовики падали один за другим. Экипаж Скопинцева тоже летел между жизнью и смертью: у изрешеченной пулями и снарядами машины заклинило пушку, к тому же на хвосте у Ила сидел более маневренный "мессершмит". Но тяжелораненому стрелку Владимиру Гуменному удалось спасти и себя, и пилота.
"Штурмовик подбил наседавший на него "мессершмит" 109-й. И, возможно, одна из этих гильз поразила самолет врага", - говорит основатель музея техники Вадим Задорожный.
Ил все равно пришлось вынужденно сажать - на "брюхо". Приземляться где-либо еще, кроме замерзшего озера, на машине с вышедшими из строя шасси было смертельно опасно. Теперь спасать друга пришлось уже летчику Скопинцеву. Он вытащил стрелка и три километра нес его до аэродрома. После выписки из госпиталя Скопинцев продолжил летать снова на Илах. Всего он совершил 50 боевых вылетов.
"50 вылетов на Ил-2 в годы войны - это очень много! В среднем через 2-3 вылета летчики обычно гибли. Ввиду того, что он работал на небольшой высоте - это был штурмовик поля боя - по нему стреляли даже из пистолетов. В ходе войны в радиаторе двигателя находили даже фуражки гитлеровцев - настолько низко работал этот штурмовик", - рассказал и.о. помощника начальника морской авиации Северного флота по работе с личным составом Дмитрий Назаров.
Штурмовик Ил-2 - самый массовый самолет Великой Отечественной. Немцы называли его летающим танком и бетонным самолетом - из-за частично бронированного корпуса и вооружения.
Поврежденный Ил-2 Скопинцева задолго до современных поисковиков пыталась спасти эвакуационная бригада. На подводных съемках видно, что аппарат частично разобран, а к обтекателю винта прикреплен мощный трос. Но буксира в 43-м самолет не дождался - осенний лед не выдержал веса многотонной машины. Холодное заиленное озеро сохранило Ил именно таким, каким его покинул экипаж почти 70 лет назад.
"В этом состоянии найти самолет очень сложно, потому что большинство самолетов падали. А если с бомбовой нагрузкой, то и взрывались, а такие посадки вынужденные на воду или на лед - большая редкость", - сообщил руководитель проекта "Крылатая память Победы" Борис Осетинский.
Сейчас поднятым самолетом занимаются техники и историки из проекта "Крылатая память Победы". Они собираются полностью восстановить Ил-2, поставить его на крыло, а со временем даже пролететь на нем над Красной площадью во время авиапарада в честь Великой Победы.