За долг в 13 тысяч рублей мужчине предложили убить семью и себя
Задолжал банку деньги - готовься к кошмару наяву. Жителю Нижнего Тагила, который не смог вовремя внести ежемесячный платеж, дали совет убить семью, а потом повеситься. Теперь запись разговора заёмщика со сборщиком банковских долгов изучает прокуратура.
Он согласился давать интервью только на улице. чтобы в кадр не попали жена и дети. Вот уже второй месяц его жизнь - постоянный страх за близких. "Я детей не могу пустить одних поиграть, просто боюсь", - говорит Торун Катоян.
Все началось, когда Торун Катоян потерял работу и задержал ежемесячный платеж в 13 тысяч рублей по кредиту банка "Русский Стандарт". Отсрочить выплату в банке отказались, предложив клиенту у кого-нибудь занять. И уже через несколько дней передали договор в коллекторскую службу, откуда мужчину не просто донимали звонками - угрожали. Один из этих страшных разговоров ему удалось записать на диктофон.
"Берите нож прямо сейчас и начинайте резать детей, потом жену, а потом ночью сам вешайтесь. Потому что с завтрашнего дня твоя жизнь превратится в ад", - слышно на записи.
Запись Торун Катоян отнес в прокуратуру. Сейчас идет проверка коллекторского агентства. "Если вина будет доказана, то санкцией статьи 119 УК предусмотрено наказание сроком до двух лет лишения свободы", - говорит заместитель прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил О.Копаева.
Торун Катоян показывает стопку бумаг. В них - его положительная кредитная история. Очередную сумму - 300 тысяч рублей - он взял в ноябре прошлого года. Сейчас уже нашел работу, но прежде чем вносить платежи, хочет взыскать с банка компенсацию за моральный ущерб. Впрочем, в "Русском Стандарте" уверили: ситуация разрешилась.
"Коллекторская служба грубо нарушила служебные инструкции, действовала с превышением имеющихся у него полномочий. В настоящее время он уволен по соответствующей статье Трудового кодекса Российской Федерации после проведения служебной проверки. Материальный ущерб клиенту причинен не был, он возвращен в службу клиенткой поддержки банка, ему предложена долгосрочная реструктуризация кредитов с пониженной процентной ставкой", - сообщил официальный представитель банка "Русский Стандарт" Артем Лебедев.
Как правило, долги передаются коллекторам в крайних случаях: если заемщик наотрез отказывается платить или вообще не выходит на связь. Но опять же все сроки - на усмотрение банка. Сочувствовать клиенту закон не обязывает.
"Есть ряд банков, которые считают, что, если клиент просрочил, тем более, если он объяснил эту ситуацию, даже если не предусмотрено в договоре каких-то возможностей и пролонгации, или реструктуризации, он идет на уступки, потому что он не хочет потерять клиента, а есть банки, которые говорят: я – конвейер", - сказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Другой вопрос - как работают взыскатели долгов. За последний год рынок коллекторских услуг вырос почти на 20%. Участились и жалобы от заемщиков. Закона, регламентирующего отношения между должниками и коллекторами, нет. И последние порой понимают это буквально: что не запрещено, то разрешено.
Однако угрозы нижнетагильских взыскателей даже у коллег вызывают недоумение. "Коллекторы пытаются найти общий язык с людьми. Идет речь о реструктуризации долга, о рефинансировании, списании процентов, идут партнерские отношения, чтобы решить проблему должника и проблему банка. Только тогда можно получить какой-то финансовый результат", - убежден Михаил Никитин, директор коллекторского агентства.
На днях в правительство должен быть внесен закон "О взыскании просроченной задолженности". По сути, он-то и может защитить заемщиков. К примеру, коллекторы больше не будут непрошенными гостями - о личной встрече придется договариваться заранее. Появятся и правила общения по телефону.
"Например, не звонить ему в три часа ночи. В случае если должник не желает, чтобы с ним общались устно, должник должен иметь право потребовать от коллектора перейти на письменный формат общения", - сообщил директор Департамента инновационного развития и корпоративного управления Министерства экономического развития России Иван Осколков.
После обращения в прокуратуру и публикации в СМИ Торуну Катояну позвонили из банка и извинились. Но он пока еще боится поверить, что его семье ничего не угрожает.