Потомки героев Отечественной войны 1812 года впервые за 200 лет собрались в Москве
Маленькая семейная реликвия с большой историей. Эти люди недаром помнят День Бородина и небо над Аустерлицем. Один их предок погиб в бою с французскими войсками. Другой всё же попробовал вкус победы.
"В честь взятия Парижа пили за государя-императора, и рюмки потом были разбиты. Специально разбили ножку, чтобы из неё больше никогда не пить", - рассказывает Константин Троицкий, потомок участника Отечественной войны 1812 года Александра Ралля.
Чёрно-белая копия, оригинал портрета - в Эрмитаже, в галерее героев. Анна на шее, грудь в крестах. Непроизвольно Павел сравнивает себя с пра-пра-прадедом генералом. Признаёт: были люди - богатыри, не мы.
Героическую историю своих предков они собирали годами. Каждый - свою. Сегодня потомки участников Отечественной войны 1812 года, наконец, собрались вместе.
"Впервые за 200 лет. Это, конечно, действительно уникальное событие. Ещё лет 20 назад и в голову бы никому не пришло, что в Москве соберётся такой съезд", - говорит председатель общества потомков участников Отечественной войны 1812 Виссарион Алявдин.
Мусины-Пушкины, Потёмкины, Ушаковы - наследники дворянских фамилий, рядовых здесь нет. В советское время такое прошлое скрывали. Сейчас - всячески подчёркивают, тем более - юбилей.
Люди, которые сегодня сидят в этом зале, как раз и являются, как любят говорить, "мостом между эпохами". Именно у них можно узнать о войне 1812 года чуть больше, чем из учебников истории, чем из "Войны и мира" или из кинофильма "Гусарская баллада". Причём, почти из первых уст.
Например, предводитель воронежского дворянства Геннадий Шемко-Юшков рассказывает: его предки вложили в победу над Наполеоном всё, что могли.
"В 1812 году помещики вынуждены были отдать свое имение, продать его, снарядить воинское подразделение, часто возглавить его и таким образом послужить своему Отечеству. Это было их добровольное решение, гражданский подвиг", - рассказывает", - предводитель Воронежского губернского дворянского собрания Геннадий Шемко-Юшков.
С лёгким французским акцентом, в парижской квартире, Екатерина рассказывает как её пра-пра-прадеды служили отечеству. Все - боевые генералы. Александр - поднял в атаку на войска Наполеона свой, притихший полк. Погиб. Николай смертельно ранен в штыковом бою. Остался жив Павел. Через него лично Бонапарт пробовал начать переговоры с императором Александром.
"Он был ранен, взят французами, и Наполеон заметил его мудрость и сказал ему, что он очень хороший военный", - рассказывает Екатерина Лодыженская, потомок участника Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Павла Тучкова.
Прага и Париж, Саратов и Воронеж. Потомки героев 1812 года на встречу летят и едут. Они считают это своим долгом перед предками напоминать о значении постепенно почти ушедшей в прошлое войны.
"Дело в том, что война 1812 года показала, насколько наша страна едина в своем желании жить самостоятельно. И, слава Богу, это остается у нас и до сих пор", - заключил Андрей Мусин-Пушкин, председатель общества потомков участников Отечественной войны 1812 года Якова Мусина-Пушкина.