Резонансный закон о нарушениях на митингах одобрен Думой и Советом Федерации
Совет Федерации одобрил резонансный закон о наказаниях за правонарушения во время массовых акций. "За" проголосовали 132 сенатора, "против" - один. В Верхнюю палату документ поступил поздно ночью. Накануне Государственная Дума заседала почти до полуночи - депутаты оппозиционных фракций устроили так называемую "итальянскую забастовку", чтобы максимально затянуть процесс.
Совету Федерации понадобилось куда меньше времени, чем Госдуме, чтобы одобрить Закон, ужесточающий ответственность за нарушения на митингах. В целом сенаторы согласны с думским большинством: законопослушным протестующим бояться нечего, а провокаторы должны знать, что них есть управа. Остроты дискуссии добавил и глава Президентского совета по правам человека Михаил Федотов – он призвал Верхнюю палату парламента не голосовать за спорный закон.
"Я хочу официально заявить, что никакого обращения Михаила Александровича в Совет Федерации мы не получали. Высказываться публично, что "мы направили обращение", "мы настаиваем на рассмотрении", при этом не направить это обращение, это некорректное поведение столь ответственных сотрудников администрации Президента. Если таковое обращение все-таки поступит, мы его внимательнейшим образом рассмотрим и направим ответ", - сообщила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Валентина Матвиенко призвала коллег высказаться по резонансному закону. И такая дискуссия состоялась.
"Мне кажется, принятие, такое поспешное, закона без обсуждения, что, кстати, противоречит указанию Президента Путина о том, что законы должны обсуждаться 60 дней, не укрепляет имидж Совета Федерации, превращает его в машину для штампования решений Госдумы", - заявила первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Нарусова.
"Только без излишнего пафоса, пожалуйста, Людмила Борисовна, и без оскорблений в адрес Совета Федерации, пожалуйста", - возмутилась председатель Совета Федерации.
"Закон данный поступил в Совет Федерации, обсуждался на стадии концепции. Члены Совета Федерации, в том числе и члены по конституционному законодательству предлагали свои поправки к этому закону, и я сегодня доложу вам, что эти поправки приняты либо буквально в той формулировке как они были представлены, либо по смыслу текста закона. Обсуждение проходило", - прокомментировал ситуацию председатель Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас.
После закон был поставлен на голосование и принят 132 голосами "за", 1 – против. Единственный голос против – сенатора от Чукотки Ларисы Пономаревой – матери депутата Думы от "Справедливой России" Ильи Пономарева.
Нижняя палата накануне работала до глубокой ночи, обсудив сотни поправок, в которых оппозиция пыталась утопить дискуссионный закон. "Итальянская забастовка" - так противники документа назвали свою тактику. И страсти кипели почти итальянские. Но кто-то не выдержал накала и уснул. Остальных спасал крепкий чай из думского буфета. В итоге каждую поправку обсуждали по 15 секунд, иначе бы пришлось работать до утра. В последнем, третьем чтении документ принимали уже без депутатов от "Справедливой России", они покинули зал заседаний. Коммунисты остались – и в зале, и при своем мнении.
"Вы предложили жирную, сильную административную дубину. Это последний созыв, где "Единая Россия" имеет большинство. Готовьте аргументы, вам предстоит объясняться с избирателями, фракция КПРФ будет против", - заявил член фракции КПРФ в ГД Анатолий Локоть.
Впрочем, аргументов у думского большинства было достаточно. Сама дискуссия, столь драматичная и продолжительная, добавила качества законопроекту, уверены "единороссы".
"Никогда еще законопроект не обсуждался так открыто на площадках всевозможных с обсуждением самых разных инициатив. Кто-то был недоволен размерами штрафов, кто-то боялся, что мы запретим проведение митингов и пикетов. Ни в коем случае! Мы живем в свободной стране и все прекрасно понимаем, что сегодня в любом демократическом государстве митинги, шествия – неотъемлемая часть нашей общественно-политической жизни", - заявил руководитель фракции "Единая Россия", заместитель председателя ГД Андрей Воробьев.
Оппозиция категорически не согласна. Закон даже называют "драконовским".
"То, что сейчас произошло, наверное, худший день в истории Государственной думы, по крайней мере за те три созыва, когда я здесь нахожусь. Вот большего позора, лично я считаю, Государственная дума никогда не испытывала. Вы сейчас не самый лучший закон приняли в вашей жизни. Бог вам судья. ЛДПР за это голосовать не будет", - заявил в свою очередь член фракции ЛДПР в ГД Сергей Иванов.
"А мы не исключаем, что мы будем подавать в судебные инстанции, может быть, в Конституционный Суд, потому что мы считаем, что действительно сейчас, после второго чтения, не получив документ на руки, не получив заключения правоуправления после рассмотрения поправок, а это обязаны делать по регламенту, мы считаем, что Государственная дума в лице "Единой России" грубо нарушила регламент. Это значит, что сейчас проголосованный закон не легитимен", - сказал руководитель фракции "Справедливая Россия" в ГД Сергей Миронов.
Стоит напомнить, что сейчас максимальный штраф за нарушения на митинге – всего 2 тысячи рублей. Будет во много раз больше. Сначала "Единая Россия" предлагала потолок до миллиона рублей для граждан. Но после дебатов цифры снизили:
нарушение организатором повлечет штраф для граждан до 20 тысяч рублей или общественные работы до 40 часов;
за проведение мероприятия без уведомления - до 30 тысяч рублей для физических лиц или 50 часов работ; для должностных лиц - 20-40 тысяч рублей; для юридических лиц – 70-200 тысяч рублей;
если возникли помехи транспорту или пришло значительно больше участников, штраф для физических лиц 30-50 тысяч или работы до 100 часов; для должностных лиц – 50-100 тысяч рублей; для юридических лиц – 250-500 тысяч рублей;
если же причинен вред имуществу, но уголовного преступления не было, штраф для физических лиц от 100 до 200 тысяч; для должностных лиц – 200-400 тысяч рублей; для юридических лиц – 350-700 тысяч рублей;
если причинен вред здоровью, штраф для физических лиц от 150 до 300 тысяч рублей или обязательные работы до 200 часов; для должностных лиц – 300-600 тысяч рублей; для юридических лиц – от 500 тысяч рублей до 1 миллиона.
Под запретом на митингах теперь люди в масках. А еще в каждом регионе определят места для проведения политических акций протеста, своего рода гайд-парки.
Между тем споры по новому закону идут не только в стенах парламента. Чистые пруды. Совсем недавно здесь был лагерь оппозиции. Обычные прохожие, далекие от политики. Впрочем, о том, что штрафы за нарушения на митингах увеличат, они слышали. "Я за митинги, но чтобы они были со всеми правилами и без нарушений", - говорит один из прохожих. "А если митингующий пострадал, тогда что? Кто-то будет платить штрафы такие? Я согласен, если это работает в обе стороны, и распространяется как на митингующего, так и на сотрудника правоохранительных органов", - считает другой. "Ну, это много, это нереально много для нашей страны", - полагает третий.
Уже сегодня, по словам Валентины Матвиенко, резонансный документ направят на подпись Президенту. В свою очередь, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков назвал единственную причину, по которой Владимир Путин может не подписать закон: "Путин будет принципиально против только в одном случае - если этот закон будет противоречить общепринятым и применяемым в других странах практикам по реализации тех прав граждан и членов общества, о которых речь идет в законе", - сказал Дмитрий Песков.
"Концептуально Путин исходит из того, что этот закон, как и в других странах Европы, в других странах мира, не должен ограничивать демократию или права и свободы граждан, но при этом одновременно учитывать и обеспечивать интересы всех членов общества", - добавил пресс-секретарь Президента.
Песков напомнил, что многие поправки в закон вносились, что называется, по ходу. Президент намерен внимательно изучить документ в том варианте, что был одобрен Думой и Советом Федерации.