В России продолжилось обсуждение законопроекта о повышении штрафов за нарушение порядка на митингах
В России на этой неделе продолжилось обсуждение поправок в законопроект о повышении штрафов за нарушение порядка на митингах – максимальные штрафы для граждан снижены с 1 миллиона до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – с 1,5 миллионов до 600 тысяч рублей. Также устанавливается норма, которая запрещает приходить на митинги в масках или каких-либо средствах, которые не позволяют идентифицировать лицо человека.
Съемка сделана 6 мая во время митинга на Болотной площади, на ней – девушка в черном. Это восемнадцатилетняя Александра Духанова, которая кидает камень в полицейских. На другой съемке участники акции выхватывают из толпы полицейского. Валят на землю и начинают бить ногами. Один из нападающих, по версии следствия, это Андрей Барабанов, бьет кулаком полицейского по голове, а потом добивает ногами. Другой - Максим Лузянин, который хватает стража порядка за шею и заваливает на землю.
Обоих нападавших, как и Александру Духанову, задержали на этой неделе и доставили в суд, по решению которого на время следствия девушка будет находиться под домашним арестом, а Лузянин и Барабанов – в СИЗО.
В Следственном комитете заявляют, что следствие продолжается. И все преступники будут обязательно задержаны. Эта общемировая практика. Так в Лондоне на этой неделе осудили еще одного участника массовых беспорядков, которые произошли аж полтора года назад. Эдварду Вуларду дали два года, за то, что тот сбросил с крыши высотного здания на полицейских огнетушитель. По счастливой случайности ни стражи порядка, ни простые граждане не пострадали. Такие наказания в случае с массовыми беспорядками у жителей Великобритании не вызывают нареканий. И не только в этой стране, поскольку от погромов в первую очередь страдают простые граждане.
Ужесточение ответственности за проведение массовых мероприятий, как показали социологические опросы, проведенные на этой неделе Всероссийским центром изучения общественного мнения, поддерживают и жители России. Так, подавляющее большинство опрошенных высказались за то, чтобы запретить участникам приходить на митинги в масках. А также за проведение массовых политических акций только в специально отведенных для этого местах. Поддерживают граждане и идею "привлекать к ответственности самих организаторов массовых мероприятий, если их участникам был причинен вред", и в качестве наказания применять общественные работы. А также взыскивать штрафы за несанкционированные митинги и шествия. Единственное, с чем большинство граждан не согласились - это "значительные" увеличения штрафов. Не поддержала именно этот пункт во время первого чтения и парламентская оппозиция.
"Ввели штрафные санкции до 1,5 миллионов рублей за любой чих и любой кашель", - сказал тогда руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ Геннадий Зюганов.
А руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ Владимир Жириновский, в свою очередь, отметил: "Мы не будем поддерживать данный закон. В советское время любой штраф с гражданина 25% его зарплаты. Откуда у него деньги? Миллион! Откуда он возьмет миллион при средней зарплате 17 тысяч? Обязательно штрафы, пускай будут, но давайте штрафы, которые можно платить".
Замечания оппозиции учли на этой неделе. При внесении поправок перед вторым чтением закона. И штрафы значительно снизили. Для рядовых участников митингов при нарушении закона - до 20 тысяч рублей. А для организаторов митингов - до 600 тысяч рублей. В любом случае, уверены эксперты, штрафные санкции не должны быть такими мизерными, как сейчас. Поскольку за беспорядки заплатить максимальные 2 тысячи рублей в состоянии каждый.
"Увеличение штрафов за нарушения в ходе разрешенных митингов - весьма правомерная мера, и направлена она на то, чтобы повысить дисциплину у организаторов и участников мероприятий, при этом на организаторов возлагается основная тяжесть ответственности", - пояснил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Штрафы – эта самая распространенная форма наказания, которую применяют за рубежом. Например, в Испании участие в несанкционированном митинге может обойтись рядовому митингующему в 300 евро. Но в связи с последними событиями в этой стране эту и другие нормы закона собираются и там ужесточать.
Так, на этой неделе испанская полиция в Мадриде разгоняла митингующих шахтеров, которые во время разрешенной акции стали забрасывать полицейских камнями.
Германия. Гамбург. Субботнее шествие неонацистов тоже закончилось столкновениями с полицией. В результате чего были задержаны около 700 человек. Особо отличившиеся могут оказаться за решеткой, особенно если прятали лицо под маской или оказывали сопротивление полиции.
Тюремный срок, как меру наказания, применяют и в других странах. Например, во Франции. Где законом предусмотрены не только штрафы, но и заключения - от полугода до семи.
"Полгода тюрьмы у нас можно получить только за то, что организатор неправильно уведомил о проведении акции. Это называется "ввести власть в заблуждение о цели и месте устраиваемого митинга", поскольку в случае возникновения беспорядков полиция не сможет защитить простых граждан", - рассказал президент движения "За прямую демократию" Иван Блот.
В целях защиты простых граждан был значительно изменен и закон об общественном порядке, действующий в Великобритании. Его приняли еще в ХХ веке, в 1986 году. И с тех пор постоянно дополняют. Директор центра по изучению демократии Обиджит Пандия говорит: "Если ты нанес ущерб зданию, то заплатишь штраф в размере 5 тысяч фунтов, а если напал на полицейского, то это уже грозит тюремным заключением до 10 лет. Причем, если вы однажды уже нарушили закон, то участвовать в других митингах уже не сможете".
Похожая норма, кстати, есть и в новом российском законе, который во многом написан с учетом зарубежного опыта. Но, по мнению экспертов, получается все равно значительно мягче.
"Посмотрим западные законодательства, и мы увидим там очень жесткие меры ответственности, например, если я вышел на собрание вооруженный. А понятие "вооруженный" очень растяжимое, как вы понимаете. Вот у нас люди с кусками асфальта бывали или с зажигательной смесью – тоже вооружены, И у меня маска на лице. Я думаю, заплатить 45 тысяч евро во Франции, например, такая норма. А у нас никак не регулируется – хочу с закрытым лицом, хочу с отрытым лицом", - отметил генеральный директор института приоритетных региональных проектов Николай Миронов.
Новый закон, объясняют эксперты, все расставит на свои места. Поскольку наконец-то появятся четкие правила проведения митингов и шествий, где у каждой из сторон, в том числе и у полицейских, будут прописаны и нормы поведения, и ответственность за нарушения. Второе чтение нового законопроекта состоится в Думе уже на следующей неделе, во вторник, 5 июня.