29 мая — День военного автомобилиста
29 мая - профессиональный праздник у тех, кто служит в автомобильных войсках. Без военных водителей не обходится, пожалуй, ни одно армейское подразделение: они перевозят солдат, вооружения, занимаются эвакуацией раненых. Как и в любом роде войск, в этом тоже есть своя элита: лучшие из лучших. Шофёры, которых в войсках ценят не меньше, чем снайперов. Их обучают в единственном стране специальном Центре подготовки.
Со стороны кажется, это просто песня "крепче за баранку держись шофер", но в центре контраварийной подготовки водителей, рассказывают, что даже спортсмены-разрядники после подобных упражнений такими выходят, что хоть выжимай. А ведь, что называется, "чайников" здесь нет - в центре учатся лучшие из лучших, водители из частей спецназа и ракетных войск стратегического назначения.
"Мы много слышим, сколько они лет за рулем, какой у них жизненный опыт, но это до первого контрольного упражнения, после него, как правило, все внимательно слушают и стараются выполнять указания инструкторов", - отмечает начальник учебного центра контраварийной подготовки водителей МО РФ Дмитрий Настоящий.
Указание инструктора - тот же приказ, подлежит немедленному исполнению. Все курсанты обязательно пристегнуты ремнями безопасности. Связь и координация - по рации. На полигоне смоделированы разные дорожные условия, с которыми могут столкнуться военные водители.
Здесь говорят: плохих дорог нет, есть дороги с разным покрытием, поэтому в учебном плане подготовки военных водителей есть и занятия на специальной трассе. Мостовая, рядом асфальт и, как говорят автолюбители, убитая бетонка, ее еще называют стиральной доской - настоящее испытания для людей и для техники.
Как преодолеть препятствие не снижая скорости? Приемы безаварийной езды пригодятся и обычным автолюбителям. Классическая ситуация - впереди "лежачий полицейский", но водитель заметил его слишком поздно. Многие в таких случаях спешат вдавить педаль тормоза в пол. Вот за это сразу двойка. Тормозить надо с умом.
"Перед препятствием за полметра резко отпускаем педаль тормоза и нажимаем на акселератор и получается, что автомобиль перескакивает препятствие", - поясняет начальник учебного центра конраварийной подготовки водителей МО РФ Дмитрий Настоящий.
Подполковник с полковничьей фамилией Настоящий пришел в этот центр из автоспорта. И таких энтузиастов своего дела здесь большинство. Названия для фигур высшего водительского пилотажа придуманы самими инструкторами. Например, "ель". Скорость небольшая - 60, максимум - 80 километров. Главное здесь - синхронность и слаженность действий. А построение "жук" используется при движении эскортом.
Занятия на скоростных трассах сменяют упражнения на пересеченной местности. Крутые спуски и подъемы. И гвоздь программы - водная преграда. При погружении в водоем глубиной два метра многотонный КамАЗ поднимает чуть ли не штормовую волну. Преодоление таких препятствий часто начинается с преодоления самого себя.
"Мы проводим определенный отбор и если видим, что водитель психологически не готов управлять автомобилем при создавшейся критической ситуации, то работаем в этом направлении. То есть на преодолении страха и нерешительности", - говорит заместитель начальника центра контраварийной подготовки МО РФ Анвар Асабаев.
Этот центр контраварийной подготовки военных водителей пока единственный в стране. Он существует всего один год. За это время здесь повысили квалификацию около полутора тысяч водителей от рядового до майора. Многие из них, вернувшись в части, стали инструкторами для новобранцев. Те, кто прошел такие водительские университеты, в глазах сослуживцев считаются уже асами.