На Бородинском поле вновь сошлись русские и французские войска
Специально для уходящих на каникулы школьников, участники исторических клубов решили оживить страницы учебников и показать, как воевали в Отечественную войну 1812 года. Впрочем, это была лишь генеральная репетиция грандиозной реконструкции, которая пройдет осенью в честь двухсотлетия бородинской битвы.
Усы Михаила Аверьянова сразят кого угодно. Электрик и водитель трамвая, он же вахмистр Александрийского гусарского полка. И сложно уже сказать, какая из двух этих жизней настоящая. Он и жену себе здесь нашел. И отслужил почти полгода по контракту в кавалерии, чтобы по-настоящему вжиться в быт. Полк себе выбрал по цвету мундира.
"Так как в 93-м году напряженка была с сукном - сложно было достать. Черное и красное сукно достать было проще. И я решил, почему бы не стать александрийским гусаром?" - говорит вахмистр Александрийского гусарского полка Михаил Аверьянов.
Русский и французский биваки стоят в ста шагах друг от друга. Набеги из вражеских армий буквально каждые 5 минут: по-соседски разжиться печеньем или сгущенкой, попросить огонька. К решающему сражению готовятся так же ответственно, как и 200 лет назад. Кто кивер чистил, весь избитый, кто штык точил, ворча сердито, а кто менял исторически недостоверные очки на незаметные линзы.
Первыми артподготовку начинают французы. Тяжелая конница - уланы, драгуны, кирасиры - расчищает место для наступления инфантерии. В атаку на Багратионовские флеши идут гренадеры Великой армии Бонапарта. Но подходы к флешам перекрыты, русская пехота открывает плотный огонь. И, примкнув штыки, переходит в контратаку.
Вообще, рукопашная для Отечественной войны 1812 года явление нетипичное. А сами реконструкторы фразу "рука бойца колоть устала", называют скорее литературным украшением. Дело в том, что стратегия и тактика ведения боя были немного иными. Кавалерийские схватки редко продолжались дольше нескольких секунд, а пешие строи в рукопашной, как правило, старались не встречаться.
На поле боя остаются убитые и раненые - подняв голову, они с интересом наблюдают за маневрами. Ведь совсем необязательно в этот раз все закончится так же, как 200 лет назад. Командам начисляют очки за каждую удачно проведенную атаку или контратаку. И Наполеон в этой альтернативной истории вполне может наголову разбить Кутузова. Но опасения публики не оправдываются: французы отступают на исходные, и в поредевшем строю покидают поле боя. Зрители в восторге.
Теперь предстоит начистить ружья, пушки, залатать мундиры. И основательно подготовиться. И у русской, и у французской армии есть примерно три месяца: в сентябре здесь, на Бородинском поле, должна состояться грандиозная реконструкция с участием уже не сотен, а нескольких тысяч человек. Решающее сражение за Москву все еще впереди.