В Сочинском художественном музее появились голограммы-экскурсоводы
Высокие технологии и высокое искусство. В Сочинском художественном музее появились новые экскурсоводы – миловидные девушки, которые прекрасно разбираются в живописи. Казалось бы, ничего сверхнеобычного. Но есть нюанс: сотрудницы музея – голограммы, виртуальные проекции с цифровым разумом и запрограммированными эмоциями.
Сразу видно, что она в коллективе музейщиков новенькая - все время прихорашивается, с кем-то отвлеченно болтает. "Инночка" - от слова инновация - первый виртуальный сотрудник Сочинского художественного музея. Как обычный экскурсовод, она приветствует посетителей, а затем начинает рассказ о выставке.
Электронные гиды - это эксперимент настоящих музейщиков, тех, что из плоти и крови. По их признанию, интерес к классическому искусству падает, особенно среди молодeжи. Поэтому посетителей здесь решили привлекать с помощью хай-тека.
"Одни из самых консервативных учреждений - это музеи. Это хранители традиций. Но это вовсе не значит, что мы не должны меняться в связи с новым временем, иначе мы просто отстанем и превратимся в архив какой-то", - убежден директор Сочинского художественного музея Петр Хрисанов.
Мозг виртуального гида - управляющий компьютер. Экскурсии записаны заранее. Картинка выводится на специальное стекло, которое делает еe ярче и реалистичнее. Человекоподобная проекция получилась такой убедительной, что поначалу некоторые посетители принимали еe за живого сотрудника.
"Вроде такое искусство, из прошлого, а экскурсию проводит не живой человек, а электронный гид Аналогия с каким-то будущим", - удивляется посетительница музея Галина Похваленская.
Это действительно похоже на далeкое будущее из фантастических фильмов, где людей заменяют роботы и программы. В сочинском музее освоились уже четыре "Инночки". Они рассказывают про полотна Айвазовского, противостояния академистов и пленэристов. Рабочие показатели тоже фантастические. Виртуальному сотруднику не знакомо чувство усталости, он способен сутками работать без перерыва.
Такого гида можно модернизировать, записав новые экскурсии. А также создать свой образ идеального сотрудника. На экран можно спроецировать абсолютно любого человека, и не просто подобрать подходящий внешний вид или настроить язык общения. А поместить героя мультфильма или придумать свой персонаж. При этом от него не услышишь жалоб на ненормированный рабочий день и требований повысить зарплату. Какой работодатель и не мечтает о таком коллективе.
В советские времена в музее было 14 гидов, теперь - только один. В перспективе и его может заменить электронная проекция. Но заменит ли бездушная техника эмоции живого человека, сомневаются рядовые музейщики, которых не устраивают такие перемены.
Жемчужину сочинской коллекции - героический пейзаж Кимерии, написанный учеником Айвазовского - Светлана Шелихова ни одной машине не доверит. Искусствовед больше 30 лет проводит свои, такие живые, экскурсии. За это время стала и психологом, и педагогом, и оратором. Машине такое не под силу. К тому же, с компьютером не устроишь творческую дискуссию.
"В своe время, когда возникало телевидение, говорили, что театру конец. Ну и что показала жизнь? Наоборот, люди стремятся живьeм увидеть, услышать и поймать эту энергетику, которая зачастую идeт от замечательных актeров", - говорит зам. директора Сочинского Художественного музея по научной работе Светлана Шелихова.
Правда, сейчас рано говорить о конкуренции на равных. Электронные гиды не умеют отвечать на вопросы, длинная лекция ещe не разбита на отдельные рассказы. А недавно весь цифровой коллектив сгорел на работе из-за перепадов напряжения. Инженеры планируют усовершенствовать программу. Она сможет говорить на восьми языках и, возможно, научится распознавать голос. Но это в далеком будущем. А пока техника несовершенна, виртуальные экскурсоводы на этой выставке сами воспринимаются как любопытные экспонаты. Может, и к лучшему, - добавляют музейщики.