Смертельно опасное развлечение — так всё чаще говорят о российских аттракционах
Любители экстрима порой даже сами не представляют, насколько острые ощущения их могут поджидать на некоторых горках, качелях или каруселях. Проверки показывают: оборудование там зачастую устаревшее, а сотрудники не следят за мерами безопасности. В результате лето уже стабильно становится сезоном ЧП на аттракционах.
Перед тем как отдать во власть "Кобры" пассажиров, работники аттракциона отправляют в пробное путешествие мешки с песком. Так разогревают остывшую машину, а заодно и проверяют надежность креплений. Но даже после мешков с песком следующие - не совсем обычные пассажиры: инженеры, механики. Администратор парка развлечений Дмитрий Дименчук знает аттракцион, как свои пять пальцев. Ему необходимо лично убедиться, что во время работы аттракциона нет подозрительных стуков, вибраций, звука.
Ежедневная проверка безопасности - на совести работников парков развлечений. Важно не пропустить ни одну деталь. По словам самих же инженеров, почти у 40% российских аттракционов срок эксплуатации давно уже закончился и их пора списывать.
Утро "ветерана" начинается с обязательного прослушивания. Вертолетик должны были списать в утиль в прошлом году. Но, по мнению работников, пока еще он не опасен, просто нужно чаще его проверять.
"Это ультразвуковой дефектоскоп последнего поколения, можно померить толщину металла, несущие металлоконструкции, проверить сварочные соединения на отсутствие трещин, пор, непроваров", - рассказывает заместитель директора по безопасности аттракционов в Краснодаре, эксперт Андрей Николаевич Петренко.
Аварии на российских аттракционах случаются каждый год, по несколько раз за сезон. Москва. 2004 год. Аттракцион "Сюрприз" неожиданно сломался на полном ходу и рухнул на землю. 16 человек оказались в больнице.
2008 год, Великий Новгород - при обрушении карусели "Лавина" 11 человек получили различные травмы. Причина падения - техническая неисправность.
2009 год. Московское колесо обозрения остановилось на 70-метровой высоте. Заложников аттракциона вызволяли сотрудники МЧС.
2009 год. Уфа. Остановился аттракцион "Корсар". С тех пор он ломался еще несколько раз. Людей, зависших вниз головой, снимали с высоты.
2010 год. Санкт-Петербург. При скорости вращения 75 километров в час у "Ракеты" оборвались два из трех существующих тросов.
Девочка подпрыгнула на батуте, от сильного толчка ее отбросило в сторону, стенка оказалась слишком низкой, Алина перелетела ее и упала на асфальт. С множественными переломами ребенок попал в реанимацию.
Уже в больнице мама с дочкой узнали: они - не единственные жертвы опасного батута. В соседнем отделении лежали еще два мальчика - один при падении прикусил язык, другой - получил ушибы и ссадины. Детские травмы не заботили владельцев батута, их бизнес продолжался вопреки всему. Остановил его только суд.
"Это уголовное дело расследовалось более 6 месяцев, в связи с тем, что российское законодательство не дает нам точных ответов на вопрос, как должны предоставляться и как должны устанавливаться такие аттракционы, как батут", - объясняет исполняющий обязанности заместителя руководителя следственного отдела по городу Ессентуки Следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, капитан юстиции Светлана Харченко.
Дело в том, что в паспортах не всех аттракционов указано, как их устанавливать, крепить и какие меры безопасности необходимы для их использования. Федеральное законодательство на этот счет тоже молчит.
"Предприниматели и технический персонал не вооружены знаниями, что такое безопасный аттракцион, а что же такое не безопасный аттракцион. Вот в чем проблема", - считает президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Владимир Гнездилов.
При этом специальные инспекции, которые должны проверять безопасность аттракционов перед началом каждого нового сезона, сейчас существуют далеко не во всех городах и зачастую они появляются лишь, когда место развлечения становятся местом происшествия.