Парусник, стоявший у истоков российского флота, решили воссоздать сразу в двух регионах
Карельские мастера строят копию первого линейного корабля Петра Великого. Работают по старинным чертежам, многое приходится изобретать снова. Скоро за дело возьмутся воронежские судостроители - они оснастят фрегат современным мотором.
"Божье Провидение". Первый корабль Петра I. Имя из двух языков: немецкого ("Гото" - "Бог") и латинского ("Предестинация" - "Предвидение"). Полностью отечественное производство: чертежи царь делал лично, к строительству не допустил ни одного иностранца. Корабль был спущен на воду в 1700 году за 1,5 тысячи километров от моря - в Воронеже.
"Отсюда поставлялся лес, крепеж, снасти. Всe, что можно было взять отсюда, Петр поставлял из Воронежской области", - рассказывает начальник технического отдела Павловского судостроительного завода Александр Щеглов.
В конце XVII века крестьяне именно этой губернии стали первыми отечественными судостроителями. Спустя 300 лет на Дону под Воронежем решили подтвердить славу колыбели русского флота. Но строить большие деревянные парусники здесь уже разучились. Специалистов искали по всей стране, нашли на Севере - в Карелии.
Выяснилось, что никто в точности не знает, как выглядела "Предестинация". В Петербурге в Военно-Морском музее сохранились 3 гравюры того времени, рисунок и уменьшенная модель. Но конструкторы в недоумении: если строить корабль по ним, получится что-то нехорошее. "Приходится угадывать, что же мог использовать Петр на этом конкретном корабле", - говорит директор верфи Павел Мартюков.
Оказалось, Петр соединил английскую, голландскую и средиземноморскую технологии и создал свою - русскую школу судостроения. Ее тоже пришлось воссоздавать: додумывать устройство узлов и деталей, чтобы повторить изысканные формы "Предестинации", о которой современники писали: "весьма красива, изрядного художества, размером добрым…"
На карельском стапеле очертания корабля уже прорисовываются: 36 метров в длину, 9,5 - вширь, почти 5 метров высота.
Команда корабля состояла из 300 человек. Трудно представить, как они все размещались. На батарейной палубе стояли пушки, в носовой части - якорное снаряжение, над головой - верхняя палуба.
Корабль обещают закончить к осени, но когда это произойдет, его разберут на 30 отдельных блоков, по автодороге доставят в Воронеж и там соберут заново прямо на воде.
Для этого в Воронеже уже почти готово основание - металлический корпус. Исторический вид он не испортит: будет спрятан под водой. Зато корабль получит современные двигатели и навигационное оборудование. Воронежские судостроители делать это умеют сами.
"У нас будут выполнены ряд технических помещений, в том числе и зал для экспозиции. То есть внизу будет представлена экспозиция о строительстве Воронежского флота", - отмечает начальник технического отдела Павловского судостроительного завода Александр Щеглов.
Уже к концу 2012 года корабль сможет пройтись по воронежскому водохранилищу. Примерно так, как ходят другие деревянные парусники, построенные отечественными умельцами. "Гото Предестинация" станет самым большим из них и самым красивым, как и задумывалась Петром Великим.