В канун Дня Победы в российских регионах третий год подряд запускают транспорт с портретами Сталина
Многие считают идею с запуском "сталинобусов" провокацией. Находится и те, кто поддерживает организаторов, которые в этом году планировали запустить "сталинобусы" сразу в 40 городах, но далеко не везде это получилось.
В Нижнем Новгороде автобус с портретом вождя таинственно исчез в тот же день, когда он впервые выехал в рейс. Маршрутное такси номер 18 с изображением генералиссимуса перевозило пассажиров лишь четыре часа, а после - Сталин пропал.
"Сталинобус" всё же успел сделать несколько рейсов по городскому кольцу - этот маршрут идёт через весь Нижний Новгород, в последний раз "Сталина" видели на площади Горького.
"Мы начали свой детектив, своё расследование. Информация противоречивая. Как сообщил нам сам владелец транспортного средства, это было решение его собственное, но в свою очередь у нас есть информация, что это была директива всё-таки администрации, это было давление какое-то", - рассказывает координатор движения "Сталинобус" в Нижнем Новгороде Евгений Долгополов.
Несмотря на столь стремительное исчезновение, "Сталин" незамеченным не остался.
"Отношение только отрицательное. Если у кого-то возникают сомнения, пусть люди посмотрят "В круге первом", пусть почитают Солженицына, Шаламова. Заслуги его отнюдь не перекрывают того, что он натворил в стране", - считает пассажирка "сталинобуса" Вера Медведева.
Накануне Дня Победы на маршруты 40 российских городов вышли десятки "сталинобусов". Их могло быть еще больше, но инициативу вспомнить сначала о Сталине, а потом о Победе советского народа действительно поддержали не везде.
Например, в Казани печатать и размещать на автобусах портрет генералиссимуса отказались все рекламные агентства города.
"Штатные юристы усмотрели в портрете Сталина, который мы собирались размещать на автобусах, элементы политической рекламы. В другом рекламном агентстве нам сказали, что им комитет по транспорту местный заявил, что не пропустит эти автобусы", - рассказывает координатор движения "Сталинобус" Елена Балтина.
На портретах мог появиться кто угодно, уверяет придумавший "сталинобус" блоггер Виктор Логинов. Он не за создание нового культа личности, он против ярлыков и очернения российской истории.
"И Жукова, и Рокоссовского, и Конева - про всех них нам напоминают, про них говорят, а Сталина не существовало, или существовал какой-то кровавый упырь и монстр, в которого верят все больше и больше. Мы хотим, чтобы его имя не было исключительно черным пятном, и вся история СССР не была только черным пятном в истории нашей страны", - заявил организатор патриотической акции "Сталинобус" Виктор Логинов.
Активисты движения запускают "сталинобусы" за свой счет. Автобусы со Сталиным скандалы сопровождают все три года существования этого проекта. Первый "сталинобус" появился в Санкт-Петербурге в 2010-м. Портрет вождя тогда сразу измазали краской. Не сошлись во взглядах даже ветераны. Волгоградец Владимир Туров защищал Сталинград и выполнял приказы Верховного главнокомандующего Сталина.
"Это очень хорошо, и будет выглядеть действительно по-праздничному, по-победному, ведь победу выиграл Советский Союз под руководством Верховного главнокомандующего Сталина", - уверен участник Великой Отечественной войны Владимир Туров.
А репрессированный и повоевавший в штрафбате Владимир Кантовский настроя коллеги не разделяет.
"Глубокие поражения, жертвы многомиллионные, которые понесла Красная Армия - это основная заслуга Сталина. "Сталинобусы" глубоко оскорбительны не только для меня, но и для всего населения Советского Союза, которое эту войну помнит", - считает участник Великой Отечественной войны Владимир Кантовский.
Споры сторонников и противников Сталина на транспорте утихнут, вероятно, только после Дня Победы. К этому времени закончатся рекламные контракты на размещение портрета генералиссимуса.