Жители Сызрани страдают из-за утечки топлива и масла из подземного хранилища
Оно было создано без очистных механизмов более полувека назад. В течение 30 лет им пользовалось локомотивное депо, которое сейчас уже не существует. Железнодорожники проблему признают и готовы помочь местным жителям с переселением.
Обычно к концу апреля на её участке уже посажены картошка, редис, укроп. Но на этот раз Любовь Геннадиевна даже семена покупать не стала. Говорит, незачем. Земля в огороде никуда не годная. Повсюду одни мазутные ручьи.
"В бочке стала собираться эта солярка. Черёмуха у нас была, вся высохла, сгорела вся от солярки", - сетует Любовь Колбина.
Местные жители долгое время не могли понять, откуда же течёт маслянистая жидкость. За помощью они обратились в администрацию. Специалисты провели проверку и выяснили: нефтяной источник - последствие аварии, произошедшей в локомотивном депо. Что всего в ста метрах от жилых домов.
"Это, будем говорить, жизнедеятельность железной дороги. Годами здесь скапливались, фильтровались вниз, в "линзы" нефтепродукты: это и солярка, и масла. Здесь много подземных ёмкостей, им по 60, по 45 лет, они уже имеют отверстия, из которых и вытекают нефтепродукты", - поясняет глава городского округа Сызрань Виктор Хлыстов.
Сотрудники Куйбышевской железной дороги не соблюдали технологические требования при обслуживании локомотивов - уверены в природоохранной Прокуратуре. На территории депо, проработавшего 30 лет, никогда не было очистительных установок. В результате подземные стоки, вышедшие на поверхность, нанесли значительный ущерб экологии. Почва в этих местах загрязнена настолько, что восстанавливать её придётся на протяжении трёх лет. В воздухе - стойкий запах солярки, от которого уже спустя 15 минут начинает кружиться голова.
"Проживание в данном районе, я считаю, невозможно, потому что превышены показатели порядка в 3 раза по углеводороду, по бензолу в 40 раз и по деметилбензолу где-то в 99 раз", - отмечает и.о. начальника отдела экологии администрации городского округа Сызрань Альфия Дронова.
Отработанные нефтепродукты попали и в Саратовское водохранилище, на берегу которого находится Сызрань. Как ни старались сотрудники железной дороги, но остановить их распространение так и не смогли.
Чтобы предотвратить утечку солярки в Волгу, на участке водохранилища установили боны. Впрочем, эти меры не помогли. Маслянистая субстанция всё же оказалась за ограждениями. По словам специалистов, нефтяная плёнка распространилась почти на три километра вдоль берега. И уже достигла территорий двух городских пляжей Сызрани.
В Волгу попало не больше 10 тонн солярки, утверждают представители РЖД. Местные власти возражают: только из подвала одного из близлежащих домов было выкачено 18 тонн. Железнодорожники свою вину признают. Но лишь частично. Ссылаясь на то, что недействующее сегодня депо работало по правилам, которые были установлены больше 20 лет назад.
"Можно говорить о проблемах, которые были 50 лет назад. Эта же утечка не этого времени. Экспертиза, которая была проведена, она показала, что эта утечка была более 20 лет назад. С ёмкостей локомотивного депо, которое сейчас не существует", - говорит и.о. заместителя начальника Куйбышевской железной дороги по Самарскому региону Дмитрий Атякин.
Работников стальных магистралей местные жители обвиняют в том, что те оставили депо без присмотра. Нескольким десятков человек, оказавшимся в отравленной зоне, теперь приходится бросать свои дома и переезжать, кто куда. Ожидая переселения. Руководство РЖД пообещало за свой счёт предоставить жилье и провести рекультивацию земель.