Сотни тысяч православных по всей России молились вместе во имя веры и в защиту церкви
Главное событие недели – 22 апреля по всей России прошел молебен и молитвенное стояние православных в защиту веры. Люди молились о "вразумлении осквернителей святынь и за доброе имя церкви" во всех кафедральных соборах страны, а центром происходящего стал Храм Христа Спасителя, вокруг которого собралось более 60 тысяч верующих не только из храмов Москвы, но и приехавшие из других епархий.
Молебен начался с Крестного хода, который возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Впервые в новейшей истории России Русская Православная Церковь таким образом решила ответить на ту критику и те инсинуации в ее адрес, что звучат в последнее время, и совершенно несопоставимы по своему масштабу со всем, что мы видели за последние 20 лет.
Масштабные акции в поддержку Русской Православной Церкви состоялись в Москве и других городах России. Общецерковный молебен в защиту Церкви и ее святынь прошел во всех кафедральных епархиальных соборах. В Московской Патриархии считают, что участившиеся в последнее время акты вандализма и осквернения русских храмов, а также нападки на Патриарха Кирилла - это следствие большой информационной кампании, развернутой против Церкви. На призыв принять участие в молебне в защиту Ее доброго имени, откликнулись тысячи и тысячи верующих по всей стране.
"Мы собрались для того, чтобы предстоять Богу, чтобы молиться об Отечестве нашем, о народе нашем, о молодежи нашей, чтобы Господь оградил ее от дьявольских искушений, соблазнов, внушений, на которые уже когда-то оказался так падким наш народ, погубивший и страну, и самого себя", - сказал, в частности, Патриарх.
В 2 часа дня в Москве началось молитвенное стояние. У стен Храма Христа Спасителя собрались десятки тысяч людей.
На этой неделе сюда со всей страны были свезены святыни, пострадавшие от рук вандалов за два месяца, истекшие с того дня как сам Храм Христа Спасителя стал объектом поругания. Глумливый панк-молебен, устроенный 21 февраля солистками группы "Pussy Riot" на салее Храма, привел к тому, что Церковь, неожиданно для всех, оказалась в центре кипящих в обществе отнюдь нешуточных страстей.
"Все время говорят – какая-то война против церкви, осквернение святынь… Это достаточно посмотреть любому человеку, верующему или неверующему, для того, чтобы он понял, что такое осквернение святынь", - говорит протоиерей, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский.
Отец Владимир идет вдоль ряда икон, попавших под топор вандала. В Москву в Храм Христа Спасителя из Великого Устюга привезли лишь несколько из 30 изувеченных образов. Те, что могли перенести транспортировку. Остальные сейчас спасают в реставрационных мастерских городского музея.
"Порублено было все. Когда мы зашли в храм, там каждая вещь была порублена, все валялось – и стекла, иконы – все в одной куче, и топор лежал тут же, это тоже произвело какое-то ужасающее впечатление; топор был новый совершенно, поэтому было понятно, что он готовился к этому", - говорит заведующая реставрационной мастерской Ольга Крылова.
6 марта, в половине четвертого, в Собор Прокопия Праведного в Великом Устюге ворвался молодой мужчина с топором. В течение нескольких минут он крушил все, что попадалось ему под руку. В основном, досталось иконам. Целил по ликам святых. Все это время, вплоть до приезда полиции, его пыталась остановить женщина, в момент нападения убиравшая в церкви.
"Я стала пытаться его остановить, в мягкой форме, потому что я не знаю, какая у него будет реакция, он даже начал откликаться на разговор. Я говорю, остановитесь, расскажите, что вас побудило, не надо так делать, вы потом жалеть будете об этом. Он: "Мне все равно не спастись, я уже в аду". Такое ощущение, что его накачали информацией, что он не в себе был", - вспоминает прихожанка Мария.
Поклонный крест Покровского Собора верующие города Невинномысск на Ставрополье на этой неделе провожали в Москву с молитвой. 20 марта среди дня в храм ворвался человек с охотничьим ножом в руках. По словам очевидцев, ему было лет 25. Это распятие стало первой жертвой вандала. Крест, который с трудом несут четверо мужчин, он свалил с первого же удара. Затем в течение нескольких минут переворачивал и срывал иконы, разбивал лампады. Дежуривший в храме священник Александр Поляков попытался остановить преступника, рвавшегося в алтарь, но получил несколько ударов кулаком в грудь.
Избив священника, преступник поднялся на амвон и стал ногами выбивать Царские врата. Ворвавшись в алтарь, он перевернул семисвечник и, матерясь, уселся на горнее место, объявив себя богом. В минувшую пятницу поруганную святыню доставили в Москву и установили в Храме Христа Спасителя, среди других святынь, оскверненных за последние недели.
Краснодар, Храм во имя Дмитрия Солунского построен в память о ликвидаторах-чернобыльцах. Запись с камеры наружного наблюдения, установленной при входе в храм, датирована 12 апреля. Некто, чье лицо разглядеть невозможно, уверенно и неторопливо поливает стены, дверь и лестницу церкви чем-то из принесенной с собой канистры. Затем чиркает спичкой.
"Это была женщина с пятилитровой канистрой, в капюшоне в маске, натянутой до носа. Она сделала очень странный знак, который мы не знаем, как идентифицировать, видимо, это у нее произошло рефлекторно, на автомате; я предполагаю, что она принадлежит к какой-то организации специфической, экстремистской, это выяснять будет следствие, к какой именно, но она ударила кулаком в грудь и вскинула руку", - рассказывает протоиерей, настоятель храма Дмитрий Кравченко.
В ночь с 16 на 17 апреля, сразу после Пасхи, молодой человек, назвавшийся школьным психологом, был пойман таксистами при попытке осквернить Успенский Собор в Хабаровске. К тому моменту, когда его заметили, вандал уже успел исписать стены Собора непристойностями и намалевать на нем сатанистские и анархистские символы.
С тем, что рост числа актов вандализма является косвенным следствием развернутой кампании против Церкви, сейчас согласны даже те, кто никогда не отличался особенной симпатией или привязанностью к ней. Известный радиоведущий Сергей Доренко убежден, что это только начало.
"Открыты врата к всевозможным антисоциальным деструкторам, которые будут бросаться теперь в церковь, делать все – есть, пить, гадить и так далее. Это ужасно. И чем больше будет обидки вот этой у православных, тем больше антисоциальные деструкторы будут пробовать снова это сделать, потому что их цель, по-существу, эмоциональный вампиризм, а если они причиняют боль – так, иголочкой, раз – а в ответ слышат крик, не важно, крик гнева, или крик ярости, или крик боли, они в ответ будут больше и больше тыкать иголочкой", - считает журналист Сергей Доренко.
При этом, если акты откровенного вандализма или безумия, слава богу, пока ничего, кроме ужаса и сожаления не вызывают, то акция, устроенная в феврале в Храме Христа Спасителя в Москве, ставшая отправной точкой этого безумия, уже привела к серьезному расколу в общественном мнении, на что, вероятно и была рассчитана. В четверг, 19 апреля, Таганский городской суд постановил продлить срок ареста участниц панк-группы "Pussy Riot" еще на два месяца сверх тех двух, что они уже провели в следственном изоляторе. Это решение вызвало шквал возмущения и негодования тех, кто с первого дня требовал отпустить девушек, пожурив их за ребячество. В недоумении остались и те, кто считает, что "Pussy Riot" за решеткой, наносят Церкви куда больший вред, чем тот, что был нанесен в результате их выходки у алтаря Храма. Среди тех, кто придерживается этой точки зрения Борис Гребенщиков, вернувшийся с Афона.
"Нас проверяют: будем мы милосердными или будем мы глупыми? Пока из того, что я слышал, а я слышал не так много, но из того, что говорят на Афоне или где-то еще, например, все сходятся на том, что пока адекватно никто не реагирует. Это тест, проверка со стороны Господа Бога. Россия проверяется, как всегда. Сможем мы нормально реагировать или нет?", - считает музыкант.
В среде верующих тоже нет единодушия. Те, кто видят в отвратительной выходке девиц в Храме, пусть извращенный, но всего лишь подростковый протест, настаивают на снисхождении к заблудшим. Однако, судя по всему, большинство в Церкви склонны считать произошедшее хорошо спланированной провокацией с далеким прицелом.
Протоиерей Дмитрий Смирнов заявляет: "Все эти люди должны знать, что второй раз семнадцатый год мы не допустим. Они хотят подорвать авторитет церкви у народа. Они – революционеры. Каждая революционная идеология религиозна. А у нас, в России, в церковью конкурировать пока никто не может. Поэтому нужно церковь десакрализировать".
Историк Церкви Николай Лисовой убежден в том, что вся эта антицерковная эпопея была изначально хорошо спланирована. Удары явно наносятся по самым незащищенным и самым болезненным местам. И в первую очередь – по взаимоотношениям церкви и государства. История неразрывной связи православной церкви и государства насчитывает тысячелетия. Там где эта традиция не прерывалась, давно налажены и работают механизмы взаимодействия. А у нас все в процессе возрождения - как государственность, так церковность.
"Никто не хочет брать на себя сегодня ответственность. Ни ответственности за преступления. Все изображают – просто девочки пошалили. Это же просто неправда! Это же наглая ложь! А с другой стороны, государство не хочет брать на себя никакой ответственности, поэтому оно предпочитает нарушать собственные законы, держать там без решения, без судебного расследования и прочее, потому что не знает, что делать. Просто не знает, что делать. Оно не хочет ни выглядеть жестоким, ни выглядеть милосердным, ни подвести церковь, ни, наоборот, поспособствовать церкви. И церковь точно так же, церковь тоже в некоторой растерянности, безусловно, пребывает", - считает Николай Лисовой.
Как бы то ни было, сегодняшний всецерковный молебен в поддержку Русской Православной Церкви наглядно продемонстрировал появление на российской общественно-политической сцене могучей силы, которая до этого никак себя не проявляла. Не разделенные партийными пристрастиями, в силу своих убеждений, в массе своей не слишком серьезно относящиеся к выборам, эти люди до последнего момента не были причастны к невероятной политической активности, в последнее время охватившей страну. Ставилась ли такая задача перед теми, кто собирал девушек из "Pussy Riot" на их концерт в Храм Христа Спасителя? Вряд ли, потому что люди вышедшие, сегодня на улицу к храмам лояльны к властям и почитают государство как безусловную ценность.