Арктический ледокол «Красин» отмечает юбилей
Ветеран российского флота, когда-то самый мощный арктический ледокол в мире "Красин" отмечает юбилей. 95 лет. Даже представить сложно - он старше Советского Союза. Он уже давно не участвует в походах, и является музеем. Своей нелегкой и очень интересной судьбой "Красин" это заслужил. Несмотря на возраст, ледокол и сейчас в полном порядке.
Новый трап, свежая краска, надраенная палуба. Команда ледокола "Красин" несет вахту, несмотря на то, что корабль давным-давно на приколе, а сами моряки - музейные работники. И, все равно, каждый из них верит, растопи котлы - закрутится вал. И "Красин" тряхнет стариной!
"Мы машину поддерживаем в рабочем состоянии. есть вало-поворотное устройство. ну сейчас поскольку зима, лед, винт подзамерз, поэтому зимой не проворачиваем. а так регулярно каждый месяц проворачиваем", - рассказал механик Сергей Сычев.
95 лет и для корабля почтенный возраст. Самый мощный ледокол сошел со стапелей под богатырским именем "Святогор". "Утюг" - так прозвали его моряки. Но с именем "Святогор" кораблю не везло. В Гражданскую его затопили в Двине. Со дна подняли моряки Антанты и перегнали в Англию. Вернул "Святогор" на родину дипломат Леонид Красин. Судно отремонтировали, а главное - поменяли имя.
Для каждого корабля отливали свой персональный колокол. Рынду не принято менять, даже если судно проходит полную реконструкцию. На ней должно быть выбито название ледокола "Святогор". Но в этом случае традицию нарушили. "Красин"! Легендарное имя, с которым корабль и прославился.
В 1928 году погибали во льдах члены итальянской экспедиции Умберто Нобиле. Сигнал о бедствии получил советский радиолюбитель. На выручку сразу отправился самый мощный ледокол в мире. Сегодняшние моряки осознают, насколько опасным был тот поход. Если сейчас даже в Финском заливе со льдом справляется только атомный ледокол. Поход "Красина" был безрассудным, но стал успешным.
В войну "Красин" водил полярные конвои. В мирное время участвовал в арктических экспедициях по поиску месторождений нефти и газа. В 1990 году Механик Сергей Сычев записал технические показатели крайнего похода. Ледокол хотели "порезать на иголки".
Корабль спасли только заслуги перед Отечеством. Сегодня это популярный музей. Ежегодно его посещают около 30 тысяч человек. Раз в году в день рождения на "Красине" поднимают Андреевский флаг. Старичок до сих пор в составе российского флота и подчиняется правилам морского регистра.