МАК продолжает расследование причин падения самолета под Тюменью
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета обнародовали первые данные расшифровки бортовых самописцев пассажирского самолета ATR-72, который накануне разбился под Тюменью. Обстоятельства трагедии постепенно проясняются, однако причины падения лайнера пока достоверно не установлены. Версия о технической неисправности не подтверждаются, в крови пилотов не было алкоголя, качество топлива также не вызывает сомнений.
Последние секунды полета АТР-72. Высота 210 метров. Лайнер отклоняется вправо на 35 градусов и тут же заваливается налево, уже на 50 градусов. Выровнять судно у экипажа не получается до самого падения. Согласно предварительным итогам расшифровки бортовых самописцев, оба двигателя самолета работали вплоть до столкновения с землей.
"Косвенно, что наводит, высота – 210 метров, это финальный момент уборки закрылков. Синхронно ли они убирались? Если сигнал шел оттуда, это могло быть. Если они начали убираться не синхронно и экипаж применил систему синхронизации, это значит, видимо, крен сложился, а потом синхронизация убралась, и он перебросился в левый крен", — говорит заслуженный летчик России Михаил Марков.
Следствие по-прежнему разбирает все возможные причины трагедии — от технических неисправностей до человеческого фактора. Сегодня было установлено: алкоголь в крови пилотов не обнаружен. Одна из версий — обледенение.
"У этого самолета высоко расположенное крыло, а еще выше расположен стабилизатор, и командиру с земли, конечно, это не видно; это все должна была сделать техническая бригада, она должна была подготовить должным образом самолет к полету", - сообщил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
Информация о том, что решение не обрабатывать самолет специальными реагентами принял командир судна, не подтвердилась. За это отвечала бригада техников, которая действительно перед вылетом не нанесла на поверхность лайнера нужный состав. Почему — еще предстоит выяснить.
Как сообщил генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, эта бригада уже отстранена от работы, проводятся "все необходимые действия по уточнению обстоятельств".
На АТР-72 штатно установлена пневматическая антиобледенительная система. С помощью нее наледь сбивается с некоторых поверхностей лайнера. Но сработала ли она в этом роковом рейсе — до сих пор неизвестно.
"Аэродинамика обтекания полностью вся нарушается, нет той подъемной силы, которая создается на чистом крыле, стало быть, это приводит к потере скорости, приводит к сваливанию, что мы и получили", - пояснил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.
До катастрофы под Тюменью в мире было как минимум три крушения самолета АТР-72 из-за обледенения. Крупнейшее — в США в 1994 году. Тогда погибли 64 человека. После чего в стране изменили правила безопасности таких самолетов: им запретили летать в штатах, где преобладает минусовая температура. Эксперты отмечают: именно маломощная обледенительная система — главный технический недостаток АТР-72.
"Технические данные этого самолета не соответствуют климатическим условиям России, особенно Полярные круги, где резкие перепады, большая влажность", - говорит заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев. Обледенение может быть мгновенным, поясняет он. "У всех крыльев есть антиобледенительные системы – пассивные, активные, это разные способы; для народа это называется "сброс льда с кромки крыла", то есть кромка обтекается воздухом, и если она обледеняется, теряется устойчивость, подъемной силы не хватает крылу, самолет начинает качаться с крыла на крыло, перекидываться", - рассказал Толбоев.
Обломки самолета лежат достаточно близко друг к другу. Это указывает на то, что его не тащило по земле, он словно упал плашмя, разломившись на четыре больших части и сотни мелких деталей. Что в такой ситуации могло спасти 12 жизней — еще предстоит выяснить.
11 пострадавших остаются в местных клиниках. Их состояние врачи по-прежнему оценивают как стабильно тяжелое. Прогнозы делать рано. У больных — черепно-мозговые травмы и множественные переломы. Медики пока не пускают к ним сотрудников Следственного комитета. Один человек представителями МЧС сегодня был доставлен из Тюмени в Москву. В МЧС сообщили, что ухудшения состояния пострадавшего нет.
В Тюмени по-прежнему остаются более 200 родственников пассажиров. Они размещены в гостиницах. С ними работают 25 психологов. "Процесс переживания горя связан с очень тяжелыми психологическими состояниями, это и шок, и истерические реакции; людям тяжело", — рассказала начальник отдела экстренного реагирования Уральского филиала центра экстренной психологической помощи МЧС России Елена Полянская.
В банке открыт счет, куда в помощь семьям погибших и пострадавших были перечислены средства из федерального бюджета. Местные власти также возьмут на себя расходы, связанные с похоронами и лечением. Страховые выплаты начала и авиакомпания "ЮТейр", которой принадлежал упавший лайнер.
4 апреля в Тюмень из Франции прилетят представители компании-изготовителя разбившегося самолета, чтобы непосредственно на месте трагедии провести экспертизу и дать свое заключение по поводу причин катастрофы. Когда эти, а также следственные работы на месте крушения будут закончены, обломки лайнера перевезут в аэропорт Рощино, где они будут храниться в ангаре.