Версии авиакатастрофы ATR-72 и хронология событий
Лайнером управляли два молодых летчика. Командиру судна Сергею Анцину завтра исполнилось бы 28 лет. Второму пилоту Никите Чехлову было всего 24. Они погибли. Не выжили и обе бортпроводницы. Стало известно также, что на борту разбившегося самолета находились сотрудники компаний "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ-инжиниринг".
Самолет ATR-72 потерпел катастрофу вскоре после взлета из тюменского аэропорта "Рощино". Он успел пролететь всего 4 с половиной км. На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. Один пассажир на посадку не пришел.
"После взлета воздушное судно пропало с экранов радаров через семь минут. Экипаж воздушного судна не вышел на связь с диспетчером. По данным экипажа другого воздушного судна, самолет обнаружен на расстоянии 3-5 км от взлетно-посадочной полосы в районе деревни Горьковка Тюменской области", - сообщила официальный представитель Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Марина Бубкина.
По одним данным, экипаж не сообщал на землю о каких-то неполадках в работе лайнера. По сообщению же авиакомпании "ЮТэйр", которой принадлежал этот борт, самолет разбился заходя на вынужденную посадку. Очевидцы свидетельствуют, незадолго до падения из двигателей лайнера пошел черный дым. Визуально он находился еще на взлетном режиме, когда начал быстро терять высоту. При падении лайнер развалился на три части и загорелся. В связи с этим, у всех выживших в катастрофе, кроме травм и повреждений, врачи отмечают серьезные ожоги.
Достаточно оперативно к месту падения стали прибывать силы спасателей. Они потушили пожар, организовали эвакуацию раненых и разбор обломков. Бортовые самописцы, фиксирующие все параметры полета, удалось обнаружить. С их помощью следственная бригада сможет установить причины падения.
Пока же традиционно рассматривают технический фактор и фактор человеческий. Плановый техосмотр лайнер прошел в Германии в 2010 году, а два месяца назад в Тюмени ему проводили регламентное техобслуживание. Возможно, подсказку следователям даст анализ топлива, которым заправили самолет перед рейсом. Его образцы уже изъяты.
"Дым может быть только в одном случае - если загорелся двигатель. И что-то произошло в таком случае столь скоротечное, что не позволило экипажу передать информацию по радио", - говорит председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Параллельно надзорные органы начали проверку исполнения законодательства о безопасности полетов авиакомпании "ЮТэйр" и аэропортом "Рощино". Пока же изменения в работе аэродрома нет.
Количество погибших и выживших известно точно, но идентифицировать всех пока не удается. Некоторые из оставшихся в живых просто физически не могут назвать себя. Практически все находятся в реанимации. Из экипажа никто не выжил. Командиру судна, 27-летнему Сергею Анцину, во вторник должно было исполниться 28. Его коллега, второй пилот Никита Чехлов, был помолвлен и в скором времени собирался жениться.
В Тюмени уже приземлился первый самолет, отправленный МЧС из Москвы со специалистами. На его борту - оборудование для экстренной медпомощи. "В 9.57 с подмосковного аэродрома "Раменское" вылетел самолет Ил-76. На его борту - специальные медицинские модули, оборудованные системой жизнеобеспечения", - сообщила начальник управления информации МЧС Ирина Андрианова.
А в Сургуте авиакомпания занимается организацией чартерного рейса в Тюмень для родственников пассажиров разбившегося лайнера. Власти области и компания "ЮТэйр" объявили, что родственники погибших и пострадавшие получат 3,5 и 3 млн рублей компенсации соответственно.
Катастрофа под Тюменью - первая с турбовинтовым региональным лайнером ATR-72 в России. И третья - по количеству жертв за всю историю эксплуатации этого французского самолета. Две крупнейшие унесли по 68 жизней в 1994 году в Индиане и в 2010 - на Кубе.