Водолазы Тихоокеанского флота во время учений спасли терпящую бедствие подводную лодку
Маневры сегодня совершали не только в открытом космосе, но и в открытом море. К тренировкам допустили лишь тех, кто способен выдерживать высочайшие физические нагрузки.
Снаряжение водолаза-спасателя по сложности напоминает костюм космонавта - на вид такое же громоздкое. Но без множества шлангов и тяжёлых приборов работать на больших глубинах просто невозможно.
"Когда ты находишься под водой, твои действия, как в невесомости. Давление воды, дыхание затруднено", - рассказывает водолаз спасательного судна "Алагез" Андрей Кожевников.
Сегодня задача водолазов - подсоединить трубопровод с воздухом высокого давления к аварийной подводной лодке. По легенде, субмарина легла на грунт на глубине 60 метров, и без дополнительного кислорода её экипаж не выживет, а сама подлодка не сможет всплыть. Несмотря на все трудности - плохая видимость, большое давление, низкая температура воды, спасатели должны действовать чётко и быстро.
"Алагез - крупнейшее на российском флоте спасательное судно, которое может оказывать помощь аварийным подлодкам. Как говорят моряки, корабль отлично сконструирован именно для водолазных работ. Если на море качка, он может встать одним бортом к волнам, и как бы гасит их. А с другого борта в это время можно спокойно работать.
На глубину спасателей доставляет так называемый "колокол" - своеобразный лифт для водолазов. С его помощью можно достичь дна за пару минут. Под водой людям помогает робот, которым при помощи джойстиков управляют операторы на судне. Сначала этот аппарат производит разведку места аварии, затем с помощью манипуляторов протягивает ко дну шланг с воздухом, который позже водолаз присоединит к подлодке. Всё время, пока работает человек, робот находится рядом.
Самое главное - аппарат позволяет полностью контролировать действия водолаза. И если что-то пойдёт не так, мгновенно отреагировать. Всё происходящее операторы фиксируют на судовых мониторах. Присоединение шланга с воздухом проходит успешно, и через час колокол с водолазами появляется на поверхности воды. По словам спасателей, современная техника значительно облегчает им работу.
Такие аппараты не только ускоряют процесс, но и могут брать на себя всю работу по поиску и подъёму предметов с глубины. Например, в тех случаях, когда на дне много острых фрагментов, которые могут повредить костюм спасателя, и водолазу погружаться нельзя. Так было в Татарском проливе два года назад, когда команда "Алагеза" нашла обломки самолёта Ту-142 Тихоокеанского флота. Но полностью заменить водолазов роботы пока всё же не способны. В ситуациях, где требуется большая точность, без человека не обойтись.