Эксперимент по внедрению «инклюзивного образования» проводят в воронежской школе
В Воронеже проводят общеобразовательный эксперимент. Там в обычной школе учатся и дети с ограниченными возможностями. Сделано это специально, чтобы не отрывать их от общества. Так они быстрее развиваются. И первый опыт уже показал, что подобное вполне возможно.
Особенная девочка Аня Беннер учится в обычном 1 "А". Вместе со всеми решает задачи, читает, разучивает песни. О том, что у нее "синдром Дауна", в этом классе знают, но относятся к ней так, будто она просто младше.
"К Ане относятся дети хорошо. Но прежде чем Аня пришла в класс, я с родителями провела родительское собрание и попросила их, чтобы они поговорили со своими детьми о том, чтобы к таким детям относились с пониманием", - рассказывает учитель начальных классов средней школы № 67 Воронежа Нина Комарчева.
Это эксперимент воронежских педагогов - попытаться не делить детей на "больных" и "здоровых", такую форму обучения еще называют "инклюзивным образованием". Мама Ани, Жанна Беннер, довольна: у ее девочки появились друзья, глядя на одноклассников, она лучше учится.
"Времени на развитие ребенка нужно уделять больше, объяснять нужно, чаще повторять, закреплять. И самое главное - верить в ребенка. Потому что, если ты не будешь верить в ребенка, как мы можем требовать от общества, чтоб они их приняли", - говорит Жанна Беннер.
Пока 67-я воронежская школа - единственная в регионе, где дети-инвалиды учатся вместе со всеми. Сейчас таких школьников здесь 12, но с нового учебного года их будет больше. Для них создадут все условия, к примеру, для инвалидов-колясочников уже построили пандус.
Для того чтобы адаптировать обычные школы для детей с ограниченными возможностями, в области запустили целую программу "Доступная среда". Сразу в нескольких учебных заведениях делают ремонт в коридорах и классах, чтобы приспособить их для колясочников. Кое-где покупают специальное оборудование и книги. Педагоги уверены: это первый шаг к тому, чтобы школьники с проблемами со здоровьем с детства чувствовали себя комфортно.
"Если мы будем только лишь об этом говорить и ничего не делать, готовя, в том числе, и общество, и сверстников, и нас, взрослых, к восприятию этих людей не как каких-то отдельных, а людей, которые являются просто-напросто такими же людьми, как и мы", - отмечает начальник Департамента образованияа администрации Воронежской области Олег Мосолов.
Восьмиклассница Настя Титова недавно перенесла тяжелейшую операцию на ноге. Ходить в школу не может. Учителя приходят на дом, но того минимума, что они дают, девочке не хватает. В рамках все той же экспериментальной программы Настя стала учиться с помощью интернета. Это так называемое дистанционное обучение, уроки в режиме реального времени. С ней занимаются педагоги, которые сидят в специальном центре.
"Иногда бывает, что обсуждаем, например, что-нибудь на уроке, какую-нибудь тему, можно поспорить, опять же. У кого-то своя точка зрения, у другого - своя", - рассказывают Наталья и Анастасия Титовы .
Когда Настя поправится, она снова пойдет в школу, в обычную, не специализированную, как многие ее сверстники с проблемами опорно-двигательного аппарата. Учителя уверяют: она и там сможет учиться на "отлично", нисколько не отставая от своих одноклассников.