Скандал с российскими учеными в Латвии выходит на новый уровень
Российский МИД вступился за наших историков, которых латвийские власти объявили персонами нон грата. Теперь ученым закрыт въезд не только в эту страну, но и во всю шенгенскую зону. А все из-за "Украденного детства" — так называется выставка, посвященная трагическим эпизодам Второй мировой войны, на которые латвийские власти имеют свой взгляд. В нашем внешнеполитическом ведомстве осудили подобный недружественный шаг и оставили за собой право на ответные меры.
Выставка месяц назад проходила в Москве. "Угнанное детство" — о судьбах детей, ставших жертвами нацистской карательной операции на северо-западе СССР в годы Великой Отечественной. И о страшном концентрационном лагере под латвийским городом Саласпилс. В конце марта историки Александр Дюков и Владимир Симиндей планировали показать свой научный труд в Риге. Но МИД Латвии объявил их персона нон грата.
"Решение министр принял, основываясь на заключении компетентных учреждений о сознательных нежелательных действиях обоих лиц, вредящих Латвийскому государству и его гражданам", - сообщает МИД Латвии на своем сайте.
Руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память", историк Владимир Симиндей отмечает: "Эти посыпавшиеся утверждения латвийских политиков противоречат тому, что некоторые латвийские же историки ссылаются на наши издания, мы воспринимаем это как политический демарш, абсолютно голословный".
И они догадываются о причинах этого демарша. Ведь их выставка не только о детских жертвах, но и об одной из самых трагических глав в истории Латвии. Эти эпизоды в прибалтийской стране одни стараются забыть, другие переписать.
Директор фонда "Историческая память", историк Александр Дюков говорит: "К сожалению, в этих чрезвычайно жестоких карательных акциях принимали большое участие не только нацисты, но и местные коллаборационисты, например, в операции "Зимнее волшебство" основной ударной силой стали латышские полицейские батальоны".
Сегодня власти Латвии отрицают факт, что Саласпилс охраняли латыши. А огромную общую могилу в соседнем лесу, в которой покоятся останки тысяч людей, называют советской фальсификацией. Впрочем, чтобы подтвердить свой тезис, почему-то наотрез отказываются ее вскрывать. Перезахоронением занимаются энтузиасты. Один из них историк Игорь Гусев. Его дядя чудом выжил в концлагере. О Дюкове и Симиндее Гусев говорит — каждое свое исследование они подкрепляют десятками архивных документов.
"Это серьезные академические историки, обладающие весом на международном уровне, и запрещать им въезд в Латвию — это трусливая позиция, которая говорит о том, что нет достойных аргументов, чтобы припечатать их к стенке неоспоримыми доказательствами их неправоты", - подчеркнул Игорь Гусев.
Их книги пользуются спросом и в Латвии, и во многих других странах. Но теперь из-за действий латвийских политиков Дюков и Симиндей нежелательные персоны для всей Шенгенской зоны. Что уже осудил МИД России.
Как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Латвия Александр Вешняков, "то, что по вопросам истории есть разные точки зрения, в том числе и у историков и у российских и у латвийских, это не означает, что людей, которые имеют разные точки зрения, нужно объявлять персонами нон грата". "Это путь деструктивный", - подчеркнул он.
Судя по всему, МИД Латвии свою позицию менять не собирается. Москва оставляет за собой право адекватного ответа. Возможно, этот скандал серьезно затруднит работу комиссии историков России и Латвии, о создании которой Дмитрий Медведев договаривался еще с экс-Президентом Валдисом Затлерсом. Дюков и Симиндей, надеются, что выставка все же доберется до Риги. С ними или без них. Ведь многим жителям Латвии не безразлична даже самая горькая историческая правда об их Родине.
Только с 1943 по 1944 год в Саласпилсе были замучены 3 тысячи детей в возрасте до пяти лет. Точное число жертв концлагеря даже спустя почти 70 лет неизвестно.