Ледокол «50 лет Победы» проводит в Финском заливе крупнотоннажные суда
Сегодня из порта Мурманска вышел атомный ледокол "Россия", который заменит на вахте в Финском заливе атомоход "50 лет Победы". После аномально тяжелой ледовой обстановки в заливе в 2011 году, когда во льдах были затёрты 150 кораблей, атомный флот в этом году обеспечивает бесперебойную навигацию.
Пожалуй, самый оживленный перекресток торговых маршрутов на Балтике. Именно здесь около десяти веков назад проходил знаменитый путь из варяг в греки. Но тогда на ладьях по морю ходили только летом. Теперь через Финский залив в Западную Европу и обратно каждый день, даже зимой, идут десятки крупных и мелких судов. За безопасный путь во льдах в 21-м веке отвечают атомные ледоколы.
"Здесь суда, которые находятся в порту Приморска, здесь суда, которые будут подходить. Сегодня подходит танкер "Си мэджик", но ему в порт надо только 4-го числа", - рассказывает капитан атомного ледокола "50 лет Победы" Дмитрий Лобусов.
Атомоход "50 лет Победы" всего месяц как сменил на ледовой вахте другой ледокол "Вайгач", и уже проводил через финские льды больше сотни танкеров, свыше трех миллионов тонн грузов. И это только по официально выполненным контрактам. Чистой водой бесплатно пользуются и океанские сухогрузы, и пассажирские лайнеры. Кошмар прошлой зимы, когда в торосах застряли больше полутора сотен судов, теперь точно уже не повторится.
"Здесь основной бич не толщина льда, здесь - сжатие льда. Дрейфующий лед постоянный в Финском заливе", - говорит старший помощник капитана атомного ледокола "50 лет Победы" Сергей Крюков.
Маломощным дизельным ледоколам порой просто не по зубам лед, который атомоходу "50 лет Победы" разорвать не сложнее, чем лист бумаги. У самого большого в мире корабля этого класса (его спустили на воду в 2007-м) запаса прочности с избытком. Благодаря необычной, ложкообразной форме носа он подминает льды под корпус, где они сначала ломаются, а потом перемалываются огромными винтами. Даже трехметровая толщина торосов для этого гиганта не предел.
За переборкой сердце атомного ледокола - сразу два ядерных реактора, каждый по 170 мегаватт. Этой энергии достаточно, чтобы обеспечить двигательные установки ледокола мощностью в 75 тысяч лошадиных сил. Но заходить внутрь без особой необходимости не рекомендуется. Все-таки радиационный фон там больше ста микрорентген.
Всего одной загрузки урановым топливом кораблю хватает примерно на шесть лет. В этом году дозаправка точно не понадобится. По плану, дежурить на Балтике "50 лет Победы" будет до начала мая. Впрочем, если ледовая обстановка позволит, уйдет и раньше. Ему предстоит мелкий ремонт и новый поход, но уже через арктические льды.